19-05-20 / 2020
Новости отрасли
Индекс качества РЖД-Партнера: в чем запас прочности?

В I первом квартале 2020 года общая величина Индекса составила 67 баллов (что на 6 баллов выше I квартала 2019 г. и на 2 балла – IV квартала 2019 г.). Очевидно, что, помимо сезонного фактора, положительная динамика Индекса обусловлена и снижением объемов перевозок из-за развития пандемии коронавируса. Однако, несмотря на то, что по большинству критериев исследования наблюдается положительная динамика, при оценке критических точек наблюдается значительное снижение качества. Так в чем же кроется секрет столь позитивного настроя респондентов?

Основными драйверами роста (к прошлогоднему уровню) стала динамика следующих показателей: "стоимость услуг ОАО "РЖД" (рост с 50 до 54, +4 балла), "стоимость услуг компаний-операторов" (рост с 42 до 59, +17 баллов), "наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве" (рост с 60 до 78, +18 баллов) и смежный показатель "полнота удовлетворения спроса на перевозки" (с 61 до 67, +6 баллов). Эти же показатели подросли и по отношению к предшествующему кварталу.

"Ранее Индекс достигал или превышал данное значение в период с февраля 2014-го по декабрь 2015 года. Затем последовало существенное снижение значений Индекса, и в течение 4 лет (2016–2019 гг.) они не поднимались до данного уровня,- напоминает Юрий Соколов, директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ), д. э. н., профессор - После минимума в III квартале 2018 года (58 баллов) последовал постепенный рост, продолжающийся до настоящего времени".

В целом, как считают эксперты, 2020 год для железнодорожников будет сложным. И I квартал уже определил основные тренды. Их, в частности, озвучил Павел Иванкин, президент АНО "Институт исследования проблем железнодорожного транспорта".

"Первый среди них – это сокращение погрузки. Второй – значительные сложности в управлении качеством работы инфраструктуры. Третий – снижение темпов реализации инвестиционных инфраструктурных проектов". Он также отметил, что количество брошенных поездов в течение I квартала не опускалось ниже отметки 1700 поездов в сутки – это рекордные значения. В то же время локомотивный парк работать стал лучше, доля причин бросания поездов, связанных с некачественной работой локомотивов, значительно снизилась. Даже увеличилась скорость доставки, хотя качество самой инфраструктуры падает.

"Высокая оценка тарифов операторов вполне объяснима, тенденция II полугодия 2019-го продолжилась и в I квартале 2020 года: ставки аренды практически на все рода подвижного состава (в том числе на самые массовые) снижаются по данным всех источников, - говорит Фарид Хусаинов, к. э. н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.- Причем эта тенденция не связана с коронавирусом, а началась ранее и в I квартале 2020 года лишь продолжилась.

Связано это с тем, что в рассматриваемом периоде, с одной стороны, наблюдалось снижение объемов погрузки на сети РЖД, а с другой – увеличение как общего, так и рабочего парка грузовых вагонов. Так, если сравнивать март 2020 года с аналогичным месяцем 2019–го, то общий парк вырос на 5,2%, а рабочий – на 5,7%. Таким образом, рост предложения вагонов на рынке на фоне снижения спроса, очевидно, заставил ставки аренды, как и находящиеся в тесной связи с ними ставки предоставления вагонов, ползти вниз". Ф.Хусаинов также добавил, что показатель "полнота удовлетворения спроса на перевозки", выросший на 6 баллов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прибавил за счет увеличения предложения вагонов, а отнюдь не за счет развития инфраструктуры. Ее оценка в глазах респондентов продолжает снижаться (с 56 баллов в I квартале 2019 г. до 53 баллов в I квартале 2020 г.).

"К сожалению, руководство ОАО "РЖД" в текущих условиях не сможет оперативно решить задачу по устранению дефицита инфраструктурных мощностей. А это, в свою очередь, приведет к еще более серьезному падению объемов при ограничениях инфраструктуры, - комментирует П.Иванкин, - Инвестиционная программа под угрозой, требуется помощь акционера, менеджмент компании не готов к работе в сложных кризисных условиях. При этом запас прочности у монополии еще есть – и задача руководства сегодня не растратить этот запас вхолостую, а создать условия для роста".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер19.05.2020