22-05-20 / 2020
Новости отрасли
Индекс качества РЖД-Партнера: рынок упал, за ним и ставки

По итогам I квартала 2020 года критерий "стоимость услуг компаний-операторов" вырос по сравнению с предыдущим периодом на 3 пункта, составив 59 баллов по 100-балльной шкале.

Ситуация с профицитом вагонного парка соответственно влияет и на ценовую политику компаний-операторов, многие из которых работают сейчас на уровне себестоимости – лишь бы вагон хоть как-то окупал себя. Поэтому к операторам у грузоотправителей, как правило, вопросов не возникает. "Они молодцы, понимают, что лучше плохо ехать, чем хорошо стоять", – заметил один из респондентов.

Впрочем, ставки снижают не все компании. На каких-то направлениях они удерживаются на уровне 2019 года, и операторы готовы идти на снижение только в отдельных случаях.

"Операторы могли бы сделать ставки дешевле, но пока этого нет, – добавил другой респондент, – потому что нет вагонов, которые для нас были бы доступными по дислокации. А те, что рядом, отдают дорого. В результате мы не можем воспользоваться скидками, как другие. Если скидки и попадаются, то совсем небольшие, около 5%".

Однако примеров заметного падения стоимости предоставления вагонов все-таки больше. Размер снижения, конечно, варьируется. Но в среднем называют величины от 5 до 15%. "Если раньше было +40% к Прейскуранту № 10-01, то сейчас ставка снизилась до +5%", – привел пример респондент. Другой отметил, что и в январе-феврале ставка значительно падала, и март к апрелю показал разницу в минус 3%.

В сегменте вагонов для перевозки автомобилей ставки за I квартал упали на 7–10%, на крытые вагоны под перевозку древесных плит – на 10–15% по сравнению с концом прошлого года, сообщили довольные грузовладельцы.

Напомним, что тенденция снижения ставок появилась еще в прошлом году, что было никак не связано с пандемией. "Ставки на лесные платформы идут вниз. С некоторыми операторами мы уже пересмотрели договоренности, и они согласились подвинуться в цене", – говорит другой владелец лесных грузов. При этом первыми традиционно отреагировали мелкие операторы. Если брать для сравнения IV квартал 2019 года, то в I квартале 2020-го уменьшение ставок в лесном сегменте составило порядка 10–15%, и сейчас коррекция в сторону понижения продолжается. "Видим, что снижение ставок может достичь и минус 35% по сравнению с концом IV квартала. Определенно рынок двигает операторов вниз – и мы повышаем оценку по этому критерию", – отмечает респондент.

Рынок действительно теперь упал в разы по некоторым направлениям. Кроме того, некоторые дороги сети заставлены порожняком. И это становится причиной просрочек. "В марте были опоздания доставки груженых вагонов на 5–7 суток. В апреле подобных случаев еще больше: сейчас стоят в основном порожние вагоны, а дальше встанут и груженые, что еще больше затруднит вытаскивание недорогих вагонов со станций. Собственно, это уже и происходит", – поделился отправитель.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер22.05.2020