16-03-20 / 2020
Новости отрасли
Индекс качества: рост погрузки под вопросом

Несмотря на все имеющие сложности и недостатки в работе железных дорог критерий Индекса качества "полнота удовлетворения спроса на перевозки" в IVквартале 2019 года показал свое максимальное значение за два года наблюдений – 65 баллов. И здесь на общем впечатлении позитивно сказалось снятие остроты проблемы со ставками операторов и наличием свободного парка. Кто-то из грузоотправителей заметил, что в целом это был хороший год и настроение осталось благоприятным. Правда, не у всех получилось нарастить железнодорожную погрузку, даже несмотря на модернизацию отдельных производств и возможность выпуска большего количества продукции. Многие добавили, что ситуация могла быть и лучше. "В 2019 году мы сумели увеличить погрузку на 3% к 2018-му. В 2020-м хотели бы прибавить столько же, но тут все будет зависеть от рынка. Пока он не дает повода для оптимизма. Стимулов для роста нет. По предлагаемым ценам больше не купят", – сказал один из грузовладельцев.

Представители строительного сегмента также не ждут особых перемен. С одной стороны, рынок вялый – в прошлом году многие компании так и не дождались обещанных властями нацпроектов в строительстве. С другой стороны, если на железной дороге ничего в плане инфраструктуры не меняется, то и погрузка в 2020 году будет такой же – где-то на уровне 2019-го.

Часть респондентов сообщили о том, что все дополнительные объемы уводят на автотранспорт. "В IV квартале мы увеличили объемы погрузки на авто на 5–10% в зависимости от месяца, если сравнивать с предыдущим годом, – поделился один из респондентов. – Мы просто трезво оцениваем возможности РЖД: они работают так, как могут. Поэтому и даем высокие оценки этой работе. Но в целом принято решение: по сети РЖД больше определенного уровня не грузить". И такие намерения имеются у значительной части опрошенных предприятий. "По сети РЖД мы возим только тот объем, который нельзя отправить другим видом транспорта. Понятно, что РЖД не могут по ряду вопросов пойти нам навстречу", – сообщил другой участник исследования.

Пустые обещания и красивые, но нереализованные планы по улучшению инфраструктуры не могут не вызывать недовольства отправителей. Поэтому если раньше на предприятиях старались больше отправлять железнодорожным транспортом, то теперь пропорции все больше смещаются в сторону автомобилистов. "Замечу, что пропорции эти непостоянны, они меняются, но если все будет и дальше так развиваться, то доля железных дорог будет лишь сокращаться", – подтвердил респондент.

Для роста железнодорожной погрузки необходима более гибкая тарифная политика ОАО "РЖД", считает отправитель цементной продукции. "Вместе с операторской составляющей она должна оставаться хотя бы паритетной с автотранспортом. Тогда мы сможем больше грузить и даже часть переключить с авто. На государственном уровне, кстати, можно найти немало вариантов стимулирования железнодорожной погрузки", – заявляет он.

"Соотношение цены доставки автомобильным и железнодорожным транспортом, увы, не в пользу последнего, – подтвердил другой отправитель. – Соответственно, чем дороже ставки операторов, стоимость тарифов перевозчика, тем меньше клиенты заказывают доставку вагонами и все более пересаживаются на фуры. Потому что важнейшим конечным значением для любой организации – принимающей или отправляющей груз – является цена".

Практически никто из отправителей не прогнозирует для себя роста железнодорожной погрузки на 2020 год. И дело здесь даже не столько в работе РЖД, сколько в состоянии экономики в целом и вялом развитии рынка. Так, по наблюдениям одного из представителей контейнерной компании, по сравнению с концом 2018-го, например, на 25–30% снизился импорт из Китая. "Объемы реализации населению падают, и это касается не только электроники, но и потребительских товаров", – заявил он. Объем экспортных перевозок пиломатериалов в контейнерах также снижается. И в целом, как заметил респондент, идет постепенное схлопывание рынка: "В 2019 году крайне много слияний и поглощений – и зачастую компании поглощают предприятия с госучастием или госкомпании, а им не нужен ни рынок, ни конкуренция. И мы все дальше и дальше уходим от нормальной рыночной экономики".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер16.03.2020