12-02-19 / 2019
Новости отрасли
Индекс качества: негативный тренд переломлен

По итогам IV квартала 2018 года Индекс качества, обобщающий оценки потребителями уровня качества услуг на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом, составил 62 балла. По сравнению с III кварталом 2018 года показатель увеличился на 4 пункта, а с IV кварталом 2017 года – на 1 пункт. Примечательно, что за рассматриваемый период абсолютно все критерии исследования в итоговых баллах показали положительную динамику.

То, что показатель Индекса качества вырос за IV квартал сразу на 4 пункта, сопоставимо с периодами значительного роста в 2012-2013 гг., обратил внимание директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов. В обоих случаях основным фактором роста стал "эффект низкой базы": в 2012 году Индекс стартовал с чрезвычайно низкой отметки в районе 50 баллов, в III квартале 2018 года Индекс составлял 58 баллов, чего не было с весны 2012 года.

"К сожалению, несмотря на разницу более чем в 6 лет, причины низких оценок здесь весьма сходны – несбалансированность ресурсов железнодорожного транспорта, хотя и с разными знаками (тогда сложности создавал профицит грузовых вагонов, сейчас – дефицит", - добавил аналитик.

Рост Индекса вряд ли можно объяснить сезонными факторами, считает первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО "РЖД" Дмитрий Мачерет, ведь в предыдущие годы никаких улучшений в IV квартале не происходило. Он также заметил, что этот рост значителен не только на фоне произошедшего в предшествующем квартале резкого ухудшения оценок. Индекс качества в IV квартале 2018 года выше, чем был в IV квартале и 2017, и 2016 годов. При этом переломлен длительный негативный тренд: последнее предшествующее улучшение Индекса произошло в I квартале 2017 года, и с тех пор он или оставался неизменным, или снижался.

Среди составляющих успеха Д. Мачерет выделил: возвращение к максимальному за последние три года уровню оценок стоимости услуг ОАО "РЖД" и оперативности согласования заявок; достижение абсолютного максимума за это период оценок технического состояния вагонов и уровня развития информационных технологий. Последнее можно расценивать как позитивную оценку грузоотправителями усилий ОАО "РЖД" по реализации концепции "Цифровой железной дороги".

Как заметил независимый эксперт Фарид Хусаинов, в IV квартале 2018 года на первый план у респондентов вышли две проблемы, потеснив при этом традиционные вопросы (о тарифах РЖД, ставках операторов и нехватке вагонов): это, во-первых, выполнение сроков доставки и, во-вторых, дефицит локомотивной тяги, как магистральной, так и маневровой. "Проблема сроков доставки в последние два года очень остра, несмотря на то, что формально

этот показатель в последние годы улучшался, - говорит Ф. Хусаинов. - Так, по данным ОАО "РЖД", в 2018 г. доля отправок прибывших без просрочки срока доставки составила 96,7% (с ростом на 0,1 п.п. к 2017 г.) Вместе с тем, именно в последние два года как никогда сильно расхождение между отчетностью РЖД и субъективными ощущениями грузоотправителей. Ранее уже отмечалось, с чем связано это расхождение: при заключении договоров на увеличение сроков доставки, формально увеличивается нормативный срок доставки. Но грузоотправитель судит по фактическим задержкам прибытия груза, а не по отчетности РЖД".

В IV квартале от респондентов поступило много замечаний и о брошенных поездах. А если на сети в таком количестве стоят поезда, то разве можно говорить о соблюдении сроков доставки, заявляют отправители.

Так, один из клиентов сообщил, что, например, на Новороссийск его состав ехал 48 суток. Сроки доставки были просрочены везде, где только можно.

Причин много. И нехватка локомотивов, и отсутствие локомотивных бригад в достаточном количестве на ряде направлений. Дефицит тяги крайне негативно сказывается на работе не только конкретных предприятий или конкретного региона, но и в целом железной дороги.

О дефиците магистральных локомотивов респонденты активно говорят последние два-три года, напомнил Ф. Хусаинов. И последний квартал 2018 года не стал исключением. "Однако помимо нехватки магистральных локомотивов все активнее звучит проблема дефицита маневровой тяги, уровень износа которой, по различным данным, превышает 80-90%. При этом у более 80% маневровых локомотивов истек срок службы", - говорит эксперт.

В целом содержательные оценки ситуации грузоотправителями по каждому из критериев свидетельствуют, что достигнутое улучшение Индекса качества требует упрочения: обоснованных нареканий немало по большинству параметров качества. Многие грузоотправители готовы увеличивать объемы предъявления продукции к перевозке, но для этого необходимо как развитие инфраструктурно-тягового обеспечения, так и улучшение обеспечения погрузочными ресурсами, повышение гибкости и надежности транспортного обслуживания.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру12.02.2019