10-03-20 / 2020
Новости отрасли
Индекс качества: цифровали, цифровали, да не выцифровали

Несмотря на активное развитие в ОАО "РЖД" цифровых сервисов, критерий Индекса "уровень информационных технологий и оперативность передачи бухгалтерской документации" по итогам IV квартала 2019 года сократился на 2 пункта, вернувшись к значению начала 2019-го (74 балла). Тем не менее, данный критерий по -прежнему сохраняет одно из самых высоких значений среди других показателей исследования.

Отдельные отправители в качестве положительных изменений отметили технологию автоматического рассмотрения заявок на переадресовку порожних вагонов в пути следования, то, что памятки приемосдатчика теперь можно подписать в электронном виде через личный кабинет клиента ОАО "РЖД" в сфере грузовых перевозок или мобильное приложение "РЖД-Груз", а также возможность с 2020 года оформлять в электронном виде паспорт качества на груз, который подвязывается к накладной. многие отправители по-прежнему ездят за документами на станции лично. Однако большинство в личных интервью предпочли остановиться на недоработках инфотехнологий. "Сплошные бумажки и дублирование их электронными формами. Дополнительная нагрузка на грузоотправителя" – таков вполне распространенный комментарий. Впрочем, часть грузовладельцев банально не доверяют надежности электронных систем РЖД, с которыми постоянно происходя какие-то сбои. "Все бумажки-копии собираем по-прежнему, чтобы их не терять и использовать в случае чего", – сообщил представитель лесного сегмента.

Хотя всем порядком и надоел сбор бумаг. "Мы пока не уверены в качестве электронных услуг, – подтверждает другой респондент. – Есть разговоры, что при экспортных отправках у нас на СвЖД можно будет скоро отказаться от одного-двух документов, но мы опасаемся, что если зависнет контейнер где-нибудь в Забайкальске (на погранпереходе), то без бумаги мы его вытащить оттуда не сможем. Поэтому все держим в бумажной форме и храним у себя на всякий пожарный случай".

Многие, как и ранее, с раздражением отмечали постоянные зависания и обновления системы ЭТРАН, а также жаловались на дороговизну получения необходимых справок.

В целом, по мнению отправителей, многие новые опции создаются не столько исходя из запросов клиентов, сколько на основе планов развития ЭДО в ОАО "РЖД". "В какой-то службе перешли на электронный документооборот – и мы должны следовать за ними. Где-то изменили регламент работы – и мы опять должны подстраиваться, – говорит грузовладелец. – В частности, на нашем предприятии нет суточного планирования погрузки, но мы должны его представить ОАО "РЖД", причем за свой собственный счет".

Поэтому зачастую новшества в части ЭДО приносят отправителям лишние расходы, а не экономию, особенно если при этом на станции пытаются переложить на предприятие свою работу.

"Нельзя перекладывать обязанности РЖД на плечи клиентов, я против такой оптимизации, – говорит представитель лесного сектора. – Теперь машина думает? Разве может быть компьютер в чем-то виноват? В РЖД говорят о том, что исключится человеческий фактор, и это неплохо, но мы не готовы к этому".

"Где-то из какой-то системы железнодорожникам хлопотно данные снять – заставляют клиентов вбивать их в АС ЭТРАН. Я не удивлюсь, если в РЖД начнут еще и штрафовать, если кто-то это откажется делать. Например, ходят слухи, что если мы не будем делать суточное планирование, нас будут штрафовать", – добавил другой респондент.

В стремлении к тотальной цифровизации часто пытаются цифровизировать то, что, может, и не надо вообще, рассуждают отправители. И, в частности, приводят здесь в пример электронную торговую площадку "Грузовые перевозки". Все знают, что цены там выше, чем на рынке (примерно на 7–10%), да и сам подход вызывает у клиентов вопросы:

площадка, которая создается, по сути, ФГК под напором ФАС – это одна история, а площадка, которая изначально создавалась бы именно для грузоотправителей с целью облегчения поиска вагонов – совсем другая. "Мы пробовали работать с ЭТП ГП, но там почему-то для нас свободных вагонов не нашлось. Теперь вот пробуем "Вагонлайн", но там пока только крытый подвижной состав", – поделился отправитель.

В целом, по мнению отправителей, пока нет необходимости в сложных сервисах и масштабной цифровизации за миллиард рублей. "Давайте сначала цифровизируем простые вещи типа документооборота и должным образом организуем защиту данных", – призывает респондент.

Кроме того, зачастую попытки РЖД автоматизировать определенные операции не добавляют простоты и удобства для пользователей, хотя, казалось бы, именно на это они и должны быть нацелены прежде всего. В частности, многие негативные комментарии грузовладельцев в IV квартале относительно уровня информационных технологий касались вопросов автоматического согласования документов.

По мнению отправителей, при существующих технологиях организации перевозок и контроля за ними внедрить автоматические процедуры сложно. На нынешнем уровне эти операции все равно придется выполнять вручную. Записи в электронных документах невозможно проверить дистанционно, поэтому отправители вынуждены проверять операции с их вагонами на станции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.03.2020