10-04-15 / 2015
Новости отрасли
Импортозамещение с доплатой

Минпромторг России обнародовал государственные планы по программе импортозамещения в транспортном машиностроении страны. За усилия по локализации на российском рынке упомянутых в документе изделий и комплектующих производителей готовы простимулировать бюджетным рублем. Впрочем, главным препятствием для выпуска новой для рынка продукции могут стать не технологические, а экономические причины.

В начале апреля Министерство промышленности и торговли РФ опубликовало приказ "Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли транспортного машиностроения РФ". План мероприятий по организации выпуска 19 наименований машиностроительной продукции рассчитан на период до 2018 года. А к 2020-му приказ предусматривает полную локализацию в России необходимой железнодорожному транспорту продукции, которая сегодня импортируется. Государственная поддержка производителям предусмотрена через ФГАУ "Российский фонд технологического развития".

В качестве первоочередных задач по импортозамещению мероприятия Минпромторга подразумевают локализацию выпуска деталей грузовой тележки типа Barber, автосцепок и подвагонного литья, вагонов с нагрузкой 25 тс на ось и повышенной вместимости, кассетных подшипников, двигателей и тяговых приводов для грузовых локомотивов, конкретных моделей локомотивов, модулей для высокоскоростного движения, рефконтейнеров и низкопольных трамваев.

В ОАО "РЖД" с планами Минпромторга знакомы и даже участвовали в их составлении, предоставив данные о потребностях компании в продукции машиностроения на ближайшие 5 лет, сообщил ИА РЖД-Партнер.ру первый заместитель начальника департамента технической политики ОАО "РЖД" Олег Терегулов.

Согласно информации О. Терегулова, российские грузовые локомотивы 2ТЭ25КМ и 2ЭС5, выпуск которых, согласно Плану мероприятий по импортозамещению Минпромторга, запланирован на 2016 год, будут производиться на предприятиях ЗАО "Трансмашхолдинг". Эти модели создавались в тесном сотрудничестве со специалистами холдинга "РЖД" и с учетом Целевой модели рынка железнодорожных перевозок. Восемь машин 2ЭС5 уже заказаны для опытной эксплуатации.

"2ТЭ25КМ - это новая отечественная модель тепловоза, выпуск которой освоен в самые короткие сроки, - рассказал О. Терегулов. - Машина получила отечественный дизель-генератор Д49, а ее сборка будет организована на предприятии ТМХ - Брянском машиностроительном заводе. Электровоз 2ЭС5, известный под именем "Скиф", планируется к выпуску на Новочеркасском электровозостроительном заводе, также принадлежащем ТМХ".

Представители машиностроительных компаний и отраслевых партнерств планы правительства по импортозамещению считают выполнимыми и благотворными для экономики транспорта. По мнению руководителя информационно-аналитической комиссии Объединения вагоностроителей Михаила Бойко, долговременное планирование сможет обеспечить производство необходимого оборудования и комплектующих в результате открытых конкурсов и перераспределить заказы среди производителей, имеющих соответствующий уровень производственной базы. "Планы Минпромторга позволят любым отечественным производителям оценить свои возможности и включиться в программу импортозамещения, организовав необходимое производство в России", - отметил М. Бойко.

В ЗАО "Трансмашхолдинг" проявляют интерес к выпуску продукции 7 наименований из 19, указанных в плане министерства. В частности, в ТМХ заинтересованы в производстве отечественного генератора для тепловозов, низкопольного инновационного трамвая, грузового тепловоза 2ТЭ25КМ, тягового двигателя для тепловозов, тягового преобразователя для моторвагонного подвижного состава, асинхронного тягового привода для электровозов и электровоза 2ЭС5.

Корпорация "Русские машины" также активно участвует в программе Минпромторга по импортозамещению и по некоторым позициям, указанным в планах министерства, готова удовлетворить существующие потребности полностью. В частности, по данным источника ИА РЖД-Партнер.ру в ООО "УК "РМ Рейл", речь идет о вагоне-цистерне для перевозки расплавленной серы, в конструкцию которого заложен потенциал расширения перечня номенклатуры, включая жидкий пек, каменноугольную смолу и другие подобные грузы, а также химических танк- и рефконтейнеров.

Генеральный директор ОАО "НВЦ "Вагоны", профессор Юрий Бороненко уверен, что в области грузового вагоностроения российская промышленность может освоить производство всего перечня продукции, о которой упоминается в планах Минпромторга. И если выпуск некоторых видов комплектующих, например тележки Barber, практически освоен компаниями, то работа над адаптацией производства других только начинается. Речь идет об узлах SAC, электронных системах торможения и других элементах современных грузовых вагонов. В то же время, по его мнению, выпуск подвижного состава для высокоскоростного движения без посторонней помощи сегодня невозможен.

Что касается потребителей новой и инновационной продукции машиностроения, то представители операторских компаний достаточно давно заявляют о своем интересе к подвижному составу нового поколения, подчеркивая при этом, что он должен обладать не только повышенными потребительскими свойствами, но и приемлемым соотношением цены и качества.

Например, в ОАО "Рефсервис" следят за планами "Уралвагонзавода" по выпуску рефрижераторных контейнеров и готовы приобретать эту продукцию в случае соответствия ее цены и качества импортным аналогам, сообщил ИА РЖД-Партнер.ру Антон Востриков, начальник отдела контейнерных перевозок оператора скоропортящихся грузов. "Предварительная цена будущего контейнера озвучена и составляет 1,4 млн руб. без НДС, - рассказал А. Востриков. - Менее года назад такая цена была бы неприемлемой для рынка, однако после изменения курса национальной валюты стоимость отечественного контейнера практически сравнялась со стоимостью импортных аналогов".

В целом российские вагоностроители способны удовлетворить потребности рынка в грузовых вагонах и реализовать программу импортозамещения, считает Кирилл Никода, старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка. При этом основным риском для промышленности остаются не проблемы технологий и локализации современных комплектующих, а низкий внутренний спрос на продукцию. Спорить с этим, учитывая результаты выпуска подвижного состава российскими заводами, сложно, как нельзя не отметить и тот факт, что никаких рецептов в современной ситуации по стимулированию спроса предложить невозможно, кроме надежды на то, что после восстановления экономики данная продукция будет востребована.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.04.2015