10-10-23 / 2023
Новости отрасли
Импортные авто: едем из Китая по рельсам

Контейнерный поезд, заполненный автомобилями производства КНР – важный шаг к восстановлению российского авторынка. Неслучайно и то, что хабом для груза выступил Нижний Новгород. Подробности РЖД-Партнеру рассказал Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной Думы РФ.

– На станцию Доскино (Нижний Новгород) прибыл первый контейнерный поезд из Китая с легковыми автомобилями.

Есть ли перспективы у такого способа перевозки авто из Китая или он уступает иным вариантам?

– Если говорить в целом про перевозки, то автомобили из Китая ввозили в Россию на протяжении нескольких лет, но в общей массе грузов это были единичные экземпляры. Количество маршрутов тоже было небольшим.

В 2022 году значимость железнодорожных перевозок возросла в связи с ограничением морских маршрутов. Партнеры из КНР уже с лета начали вести активные переговоры с российскими ведомствами о расширении маршрутов и объемов железнодорожных перевозок. Тем более, что доставка автомобилей поездами на 25% дешевле в сравнении с затратами на грузовые авиаперевозки. Сейчас, как следует из данных Дальневосточной железной дороги, автомобили и комплектующие к ним, ввезенные из Китая в Россию, достигли 148 тысяч контейнеров – это в два раза больше, чем год назад.

Со стороны Китая растет число пунктов, из которых отправляются поезда, груженые автомобилями. Например, в середине апреля из Харбина был запущен первый грузовой поезд с автомобилями китайских марок. В этой партии было 165 легковых машин.

Железнодорожники улучшили инфраструктуру

– Под прибытие поезда в Нижний Новгород потребовалось модернизировать инфраструктуру. Можно было выбрать иную станцию, с готовой инфраструктурой?

– На фоне ограничения морских грузоперевозок изменилась география транспортных хабов. Так, с ростом параллельного импорта ряд товаров, которые оседали на московских складах, начали напрямую попадать в Екатеринбург. Любой крупный город, оказавшийся на пути Восточного полигона, становится таким хабом. И Нижний Новгород – не исключение. Это удобнее с точки зрения логистики – нужно быстрее освобождать поезда и контейнеры для дальнейшей перевозки грузов.

Однако как быстро будут расти объемы перевозок, зависит от двух факторов. Во-первых, китайские партнеры не всегда оперативно удовлетворяют заявки на использование контейнерных поездов. Разница между спросом и предоставляемыми объемами может достигать нескольких десятков раз. Вторая проблема – это недостаточная мощность самого Восточного полигона. Все грузоотправители не раз отмечали, что мощностей не хватает и для отправки, и для приема грузов. В связи с этим, кстати, президент Владимир Путин поручил построить Северо-Сибирскую магистраль, но это вопрос не скорый.

Есть еще один маршрут доставки грузов, как из Китая, так и из Индии – коридор "Север-Юг", но часть его маршрута проходит через территорию других стран только на бумаге.

Полагаю, что пока транспортная стратегия будет базироваться на том, что доставляемые грузы (те же автомобили) будут сбрасываться в новых хабах, одним из которых и стал Нижний Новгород, для дальнейшего распространения по соседним регионам. Поэтому РЖД в первую очередь и модернизирует терминалы на пути Восточного полигона для того, чтобы хоть как-то ускорить процесс.

Что хочет покупатель?

– Ожидается ли в ближайшее время увеличения числа китайских авто на рынке?

– Безусловно, объемы китайских автомобилей на российском рынке будут расти, поскольку российский автопарк нуждается в обновлении, а внутренних мощностей не хватает для того, чтобы нарастить выпуск к уровню 2021 года.

Например, АвтоВАЗ пообещал за август выпустить 650 машин Lada Largus (примерно 21 машина в день – прим.ред.) – за 6 месяцев года продано почти 173 тыс. автомобилей LADA.

В 2022 году производственных мощностей АвтоВАЗа хватило на выпуск 202 289 всех марок легковых автомобилей. Для сравнения, только Volkswagen Group Rus на двух площадках (в Калуге и Нижнем Новгороде) в 2021 году выпустили более 170 тыс. автомобилей.

Поэтому импорт китайских машин сейчас крайне востребован. Более того, объем ввезенных из КНР машин сопоставим на сегодня с объемами поставок всех импортных автомобилей. Однако китайские автопроизводители, мягко говоря, не заинтересованы не только во встраивании в систему локализации, но даже в рекламном продвижении автомобилей. Что не удивительно в условиях сильно сократившегося ассортимента.

С другой стороны, правительство России на сегодня проводит политику протекционизма именно в отношении российского автопрома. Федеральные чиновники не раз акцентировали внимание больше на продукции "АвтоВАЗа", чем "Москвича". Поэтому не думаю, что в этих условиях следует ожидать каких-либо послаблений для китайских производителей. В долгосрочной перспективе скорее, все будет наоборот.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер11.10.2023