23-11-16 / 2016
Новости отрасли
Идея повысить ж/д тарифы в декабре может быть выдвинута, если не будет баланса бюджета РЖД - Соколов

Предложение дополнительно повысить грузовые железнодорожные тарифы в декабре может быть выдвинуто в случае, если ведомствам не удастся найти другие механизмы по балансировке бюджета ОАО "Российские железные дороги".

"Это будет зависеть от того, будут ли за оставшееся до (заседания - ИФ) правительства время найдены решения по сбалансированности финансовой модели (РЖД - ИФ). Если они (решения - ИФ) будут другими, смысла предлагать нет", - заявил "Интерфаксу" глава Минтранса Максим Соколов, отвечая на вопрос, будет ли его ведомство предлагать дополнительную индексацию грузовых тарифов с декабря.

"Это же как сообщающиеся сосуды - и погрузка, и тарифы, и субсидии из федерального бюджета, и другие меры федеральной поддержки. Поэтому сейчас эта модель вырабатывается, когда она будет представлена на правительстве и правительство примет соответствующие решения, тогда и будем соответствующие решения готовить", - сказал министр. Правительство планирует обсудить финансовый план и инвестиционную программу монополии на заседании в четверг.

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев во вторник, комментируя идеи о декабрьской индексации в пределах 2%, отметил, что "ряд ведомств высказывает позицию о том, что надо еще что-нибудь (для индексации - ИФ) побольше". Он уточнил, что речь идет о "профильных отраслевых" органах власти - Минтрансе. При этом, правда, представитель ФАС во вторник заявлял "Интерфаксу", что в ведомстве знают о предложении дополнительно повысить тарифы уже в декабре "только из СМИ" и "не видели экономического обоснования необходимости индексации". Похожие заявления сделал и И.Артемьев. "Есть разные версии всего этого, но нас "порадовали" этой новостью. Мы пока не можем на это отреагировать никак. Ждем хотя бы обсуждения, что нам расскажут, в чем заключается сама идея", - говорил он.

"Речь идет и о возможной индексации на 2% в связи с тем, что увеличилась скорость движения грузовых формирований, и обсуждаются "точечные" изменения в тариф. То, что мы пока слышали, но не было детального разговора, нам это сильно не нравится ", - говорил глава ФАС. "Мы на сегодняшний день им сказали, что (готовы на индексацию на уровне - ИФ) "инфляция минус" - и все", - сказал глава службы журналистам. Представитель Минтранса во вторник заявлял "Интерфаксу", что ведомство поддерживает идею дополнительной индексации в пределах 2%, но не пожелал говорить о предлагаемых ее сроках.

В протоколе заседания межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, возглавляемой вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем (состоялось 14 ноября), содержится формулировка о "возможности принятия решения о дополнительной индексации в декабре 2016 г. в объеме до 2% без дифференциации по грузам и родам подвижного состава в качестве "тарифной премии" РЖД за повышение эффективности". В документе отмечено, что такой позиции придерживаются Совет операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупных и средних владельцев вагонов), Совет потребителей РЖД и крупнейшие грузоотправители.

Правда, по словам источника "Интерфакса", знакомого с протоколом, "никто из опрошенных участников совещания не говорил про индексацию в декабре": речь шла именно о возможности дополнительного повышения тарифов за рост качественных показателей монополии. Да и сама зафиксированная в документе фраза звучит несколько двояко, замечал собеседник агентства: ее можно трактовать и как готовность к повышению тарифов в пределах 2% уже в декабре 2016 г., и как поручение обсудить этот вопрос в декабре и повышать в 2017 г.

Между тем, представитель Минэкономразвития во вторник говорил агентству, что ведомство не поддерживает дополнительное увеличение тарифной нагрузки на всех грузоотправителей на 2%, не говоря о сроках этого решения. Целесообразным министерству кажется лишь внесение точечных изменений в тарифный прейскурант, "которые позволили бы обеспечить доведение тарифов на перевозку отдельных грузов до уровня, обеспечивающего покрытие объективных затрат РЖД и устранение сложившихся тарифных диспропорций". При этом Минэкономразвития ориентируется на прогноз социально-экономического развития, который предполагает индексацию грузовых тарифов в 2017-2019 гг. на 4% ежегодно.

В среду замглавы министерства экономического развития РФ Николай Подгузов заявил "Интерфаксу", что его ведомство в принципе не против идеи дополнительной индексации грузовых тарифов "за скорость", но оставляет механизм решения этого вопроса правительству. "Что касается вопроса (повышения тарифов - ИФ) за скорость, саму идею мы поддерживаем, как это реализовываться будет - на решение руководства (кабинета министров - ИФ)", - сказал он. При этом, отвечая на вопрос, когда эту дополнительную индексацию лучше делать - непосредственно в 2017 г. или раньше, чиновник ответил: "Не знаю".

"Предложения по тарифам сформулированы. Из того, что мы считаем целесообразным поддержать, - это так называемые "хвосты" для грузов I класса (повышение уровня ставок при перевозках на дальние расстояния - ИФ), это экспортная надбавка - сохранить ее, это в какой-то мере нефтеналивные грузы (перевод ряда грузов в другие тарифные классы) и контейнеры (дополнительная индексация на перевозки грузов в полувагонах и контейнерах на 2,2-4,2% - ИФ)", - сказал в среду Н.Подгузов.

Согласно протоколу межведомственной рабочей группы А.Дворковича, участники рынка грузовых железнодорожных перевозок также поддержали ряд тарифных предложений РЖД. Речь идет о "точечных изменениях в (тарифный - ИФ) прейскурант по пересмотру понижающих коэффициентов в зависимости от расстояния, индексации платы за перевозки грузов в контейнерах и корректировке условий для ряда нефтяных грузов".

Н.Подгузов, говоря в среду о проекте финансового плана и инвестиционной программы "Российских железных дорог", отметил, что компания "провела за год очень серьезную работу": "скорости доставки грузов возросли, и эффективность компании". "Вместе с тем, есть объективные тенденции, которые пока не удалось преодолеть - это негативное изменение структуры грузовой базы, которые сказываются на сбалансированности результатов. Именно для этого нужны "точечные" настройки прейскуранта, которые направлены не то что на повышение каких-то тарифов, а, скорее, на приведение издержек РЖД к уровню зависимых", - сказал чиновник.

"Основным обсуждением будут меры по тому, как доходную базу РЖД сделать адекватной. Плюс компания продолжает работать над собственной эффективностью. Потенциал сокращения издержек и повышения эффективности существует. Он будет частично реализован в этом году, будет реализован в следующем", - добавил он, отметив, что Минэкономразвития надеется, что все решения на заседании в четверг будут приняты.

И.Артемьев во вторник отмечал, что в вопросе согласования тарифных решений у ведомств есть шанс "успеть до четверга", уточняя, что соответствующие совещания намечены как собственно на вторник, так и на среду. "Ну а если понадобится, Дмитрий Анатольевич (Медведев, премьер-министр РФ) может провести у себя совещание и на неделю отложить рассмотрение этого вопроса", - добавлял он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс23.11.2016