19-12-20 / 2020
Новости отрасли
Идея из прошлого

Группа латвийских архитекторов предложила сделать окружную дорогу в Риге для перевозки опасных грузов

В декабре Латвийская ассоциация модернизации инфраструктуры представила Объединению пририжских самоуправлений проект строительства окружной железной дороги в Риге. Благодаря новой дороге опасные грузы, создающие угрозу для жизни граждан, можно будет возить в порт не через многонаселенные микрорайоны столицы Латвии, а по обводному пути.

Данный проект не является новым. Строительство окружной железной дороги обсуждалось еще в 1990 году, когда Совет министров Латвийской ССР постановил разработать такой проект, чтобы обезопасить граждан при железнодорожных перевозках опасных грузов. Однако средств на реализацию проекта тогда не нашли.

Сегодня Латвийская ассоциация модернизации инфраструктуры предлагает возродить идею, появившуюся еще при советской власти. Архитекторы разработали возможный маршрут для будущей железной дороги, по которому поезда, перевозящие опасные грузы в порт, будут курсировать вокруг Риги, а не пересекать город насквозь.

Предполагаемый маршрут берет свое начало от пристаней на левом берегу реки Даугава, далее проходит через пририжские населенные пункты Бабите, Марупе, Кекаву, Саласпилс, Ропажи, Гаркални и Адажи до портовых территорий в Вецмилгрависе на правом берегу Даугавы. Часть этого маршрута совпадет со строящейся магистралью Rail Baltic, часть – с уже существующими путями, а также понадобится порядка 60 км новых рельсов.

По словам представителя Латвийской ассоциации модернизации инфраструктуры Сергея Никифорова, окружная железная дорога позволит сделать центр Риги более жизнеспособным. "Станет возможным устранить ненужный риск для жизни людей, – отмечает господин Никифоров. – С одной стороны, можно будет увезти опасные грузы из Риги, разгрузить центр столицы и предоставить городу дополнительный потенциал для развития, а с другой – соединить пририжские индустриальные районы и создать возможность для курсирования новых пассажирских поездов. Такой проект потребует миллиардных инвестиций, но мы уверены, что вышеперечисленные преимущества того стоят".

В декабре ассоциация представила данный проект Объединению пририжских самоуправлений. По словам председателя объединения Мариса Спринджукса, в идее строительства окружной железной дороги есть рациональное зерно, однако до принятия положительного решения по проекту еще далеко – необходимо разработать четкий план реализации проекта, привлечь к сотрудничеству все заинтересованные стороны (власти Риги, пририжские самоуправления, Министерство транспорта и правительство страны). "Земля принадлежит собственникам, транспортные предприятия конкурируют друг с другом. Поэтому я считаю, что этот проект на долгосрочную, 10-20-летнюю перспективу", – отмечает Марис Спринджукс.

Самоуправления также заинтересованы в проекте, но в настоящий момент не видят подходящего решения для его реализации. "Идея, конечно, заслуживает поддержки, – заявил вице-мэр Риги Вилнис Кирсис. – Это ненормально, что у нас будет новый, красивый, современный Рижский центральный вокзал, где будут курсировать скоростные поезда, а рядом -ходить вагоны с углем и нефтяные цистерны. С другой стороны, может возникнуть проблема с окупаемостью такой окружной дороги, потому что для этого там должны идти какие-то грузы. Сейчас не вижу возможности изыскать дополнительные средства на финансирование или софинансирование такой дороги".

Как отмечают в Латвийской ассоциации модернизации инфраструктуры, для начала реализации проекта правительства и местные власти должны включить проект в долгосрочные планы развития, "но пока подвижек нет".

Как заявил директор технического управления Latvijas dzelzcels (Латвийская железная дорога, ЛЖД) Эгилс Фелдманис, слова которого приводит латвийское издание Skaties, перевозчику интересен данный проект, однако средств на его реализацию сегодня нет.

"Эта идея обсуждается время от времени, в 2009 году Минтранс даже изучал возможные варианты, но все закончилось поиском финансирования. В итоге ведомство не смогло предложить рабочее решение и все осталось как есть, – рассказал Эгилс Фелдманис. – Сейчас шансов найти финансирование еще меньше, учитывая падение грузооборота на железной дороге в связи с уходом российского транзита. Проект окружной железной дороги имеет больше социальный характер, чтобы освободить центр Риги. Я думаю, сейчас для такого проекта в Latvijas dzelzcels денег бы не нашлось и он не окупился бы за счет грузооборота".

В Минтрансе Латвии также положительно оценивают данный проект, но считают, что планировать его реализацию можно будет начать не раньше чем через 6-7 лет. "Безусловно, железная дорога вокруг Риги дала бы много преимуществ, – отмечает министр транспорта Латвии Талис Линкайтс. – Однако нам нужно реалистично оценивать латвийские финансовые возможности. Такую дорогу можно будет начать строить только после того, как будет закончена реализация проекта Rail Baltic".

"На данный момент планов построить окружную железную дорогу в Риге нет, – рассказала "Гудку" начальник отдела коммуникаций Министерства транспорта Латвии Байба Гульбе. – Несколько лет назад была произведена оценка возможности реализации такого проекта. Перемещение грузопотоков из центра города в целом положительно повлияло бы на развитие железнодорожной инфраструктуры, но для решения вопроса о реализации проекта необходимо провести анализ затрат и получаемой выгоды, а также установить источники финансирования. Претворение в жизнь такого проекта не представляется возможным в ближайшее время".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152019.12.2020