28-03-14 / 2014
Новости отрасли
Идеальный алгоритм для тарифного коридора

Минэкономразвития России предложило правительству привязать тарифы РЖД к рыночной стоимости грузов. Об этом стало известно на днях, хотя письмо МЭР, содержащее данную инициативу, датировано концом февраля. Факт его существования ИА "РЖД-Партнер.ру" подтвердили в Федеральной службе по тарифам. Каким может быть механизм привязки, о котором говорится в письме, - пока неясно, но очевидно, что МЭР активно ищет способы поддержки экономики страны.

Предложению Минэкономразвития предшествовало обращение президента "Роснефти" Игоря Сечина к Дмитрию Медведеву. В нем предлагалось лишить ОАО "РЖД" права изменять цены на перевозку груза из-за непрозрачности процесса. В правительстве идею не поддержали, однако, по некоторым данным, она будет обсуждаться у вице-премьера Аркадия Дворковича в конце апреля.

То, что эта идея небезосновательна, подтвердил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. "Такие предложения формулировались достаточно давно. Мне кажется, определенный смысл в этом есть, хотя это не совсем совпадает с теоретическим обоснованием тарифов. Но, полагаю, что любые размышления на тему повышения эффективности работы железных дорог, с тем чтобы не получилось так, что железные дороги используются государством только для того, чтобы поддержать экономический рост в стране, лишая необходимых ресурсов для поддержки этого роста, надо приветствовать, и мы готовы в этом участвовать", - сказал глава РЖД.

Что же говорят в ведомстве, ставшем источником информации? "Действующая тарифная система концептуально меняться не будет. Привязка установления тарифов будет осуществлена в рамках ценовых пределов, а ОАО " РЖД" будет предоставлено право увязывать цену с тарифом по договоренности с грузоотправителем", - пояснили представители МЭР.

Разъяснения, мягко говоря, туманные. Понятно лишь то, что привязка может быть реализована в соответствии с некой формулой, а тарифные ценовые коридоры, право на установление которых было дано перевозчику с 2013 года, останутся. Сейчас в их рамках РЖД может предоставлять грузоотправителям скидку до 12,8% от тарифа или давать наценку до 13,4% на перевозку отдельных видов грузов. Для предоставления скидки грузовладелец должен обратиться к перевозчику, а обязательным условием рассмотрения обращения является долгосрочный контракт с гарантированным объемом грузов.

Этот алгоритм уже опробован. "За время действия ценового коридора ОАО "РЖД" было рассмотрено свыше 40 обращений грузоотправителей, - сообщил первый заместитель начальника департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО"РЖД" Александр Кочуков. - В основном обращения поступают от грузоотправителей, осуществляющих перевозки сырьевых грузов, - ОАО "НОВАТЭК", ОАО "НЛМК", ООО "УК "ММК", ОАО "Сафьяновская медь", ООО "МХК "ЕвроХим" и многих других". По его словам, из принятых правлением ОАО "РЖД" решений по изменению уровня тарифов в действие вступили 10 решений, направленных на их снижение, и только одно, направленное на повышение. Причем все вступившие в силу "понижающие" решения рассматривались при условии привлечения дополнительных объемов, в том числе с альтернативных видов транспорта. Общее увеличение объемов перевозок грузов в 2013 году по принятым решениям составило 10,3%. При этом правила и условия применения (установления, изменения) уровня железнодорожных тарифов в течение прошлого года дорабатывались совместно с ФСТ. Поэтому с учетом внесенных корректировок будут установлены и ценовые пределы на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов на расстояния до 1100 км, а также расширены дополнительные возможности повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта с его альтернативными вариантами.

Представители Федеральной службы по тарифам предложение МЭР оценили и отметили, что в целом подход, основанный на применении формул, реализовать сложно. "Учитывая волатильность рынков и необходимость сбора достаточного количества статистики для принятия решения, временной лаг между изменением рынка и принятием предложения может сделать само решение контрцикличным (то есть бесполезным. - Прим. авт.)", - пояснили в ведомстве. Уместным выглядело и напоминание ФСТ о том, что цена перевозимых грузов в большинстве случаев формируется на год вперед в рамках долгосрочных контрактов, в то время как на рыночную стоимость влияние оказывают спотовые цены.

Реакция управления контроля транспорта и связи ФАС России была осторожной и свелась к тому, что установление ценовых пределов на услуги железнодорожного транспорта и их применение (включая основы тарифной политики) в настоящее время соответствуют Соглашению о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта от 09.12.2010 г. То есть если все соответствует принятому документу, зачем что-то менять? Однако в ведомстве заметили, что в целях обеспечения прозрачности процедуры формулу изменения тарифов, учитывающую условия конкуренции на рынках транспортных услуг и перевозимых товаров, необходимо все-таки разработать, а информацию о предполагаемых изменениях тарифов нужно размещать на официальных сайтах организаций железнодорожного транспорта.

Интересно, что крупнейшие отечественные грузоотправители металла, руды, угля, на которых в случае принятия предложений МЭР и скажутся изменения тарифов (в том числе "Мечел" и СУЭК), от комментариев дружно отказались. Зато высказались эксперты. "Представляется целесообразным перед привязкой тарифов РЖД к стоимости грузов провести экономический эксперимент, прежде всего по убыточным грузам, - считает доктор экономических наук Леонид Мазо. С его точки зрения, предварительно полезно выполнить ретроспективное моделирование за 7-10 лет с оценкой коммерческой эффективности. "В периоды высокой конъюнктуры дополнительные средства пополняли бы инвестиционные ресурсы ОАО "РЖД"", - полагает Л. Мазо. В целом он оценивает предлагаемый подход как экономически обоснованный с позиций адаптации к рыночному процессу ценообразования на товары и услуги железнодорожных операторов и других участников логистических цепочек.

Управляющий партнер ООО "НТЦ Транссистемотехника" Владимир Эскин считает, что для начала необходимо определиться с базовым ценовым уровнем по всей номенклатуре грузов и разделить тренды на естественно-инфляционные и спекулятивные. "Текущие цены по некоторым видам продукции практически достигли дна", - поясняет он. По мнению эксперта, если считать дно базой, то в тарифном коридоре реализуется, мягко говоря, не очень справедливый сценарий. "Далее следует определиться с политикой по установлению дефляторов: как ежегодные решения по дефляторам будут учитываться при принятии решений в рамках тарифного коридора", - заключает он.

Интересно, что оба эксперта отметили: тема, поднятая МЭР, отнюдь не нова.

Предложения, касающиеся изменения тарифов, в частности, на экспортные отправки, уже давно обсуждаются бизнес-сообществом. Однако пока не выработан системный подход к повышению прозрачности тарифного коридора. Для того чтобы он появился, нужны не фрагментарные решения, а обоснованные алгоритмы, позволяющие делать взвешенный выбор в различных ситуациях. Весь вопрос в том - кто же будет их создателем?

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру28.03.2014