26-11-14 / 2014
Компания в СМИ
Гудок, 26.11.2014

Клиенты ОАО «РЖД» высказали предложения по развитию компании

Перед рассмотрением финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» в правительстве, которое намечено на 27 ноября, эти документы впервые прошли экспертизу Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД». О том, как видят стратегию развития компании ее клиенты, «Гудку» рассказал председатель Совета Сергей Мальцев.

– Сергей Валентинович, Совет потребителей рассмотрел финансовый план и инвестиционную программу ОАО «РЖД». Какие рекомендации даны правительству?

– В целом финансовый план компании на 2015 год и на перспективу до 2017 года сбалансирован. Однако мы обратили внимание на некоторые риски, которые здесь присутствуют. Нет полной уверенности, к примеру, что в 2016–2017 годах из-за сложной экономической ситуации компания получит все государственные средства, которые запланированы. В том числе и на проект модернизации БАМа и Транссиба. Поэтому нужно подготовиться к худшему и определить различные варианты безубыточной работы холдинга в этих условиях, чтобы сохранить эксплуатационную надежность сети. В проектах должны быть приоритетные цели. Если государственное финансирование БАМа и Транссиба сократится, к примеру, наполовину, какие стройки должна будет реализовывать компания, чтобы они все равно работали на результат? Мы полагаем, что ОАО «РЖД» необходимо провести стресс-тесты, чтобы быть готовым к такой ситуации. Никто, кроме самой компании, это сделать не сможет. Также мы полагаем, что необходимо решить проблему постоянного роста просроченных километров пути, которым необходим капитальный ремонт. Последнее время закрытие дефицита на капитальный ремонт осуществляется из государственных средств путем субсидий, но если попытаться найти деньги на ремонт ежегодно 6 тыс. км, то в этом случае мы перейдем к сокращению такой «просрочки».

– Однако тогда компании в своей инвестиционной программе придется сокращать другие направления…

– В наших рекомендациях практически все посылы адресованы на следующие годы, на перспективу. Мы понимаем, что в 2015 году они не могут быть реализованы, однако необходимо над этим работать. В частности, можно переориентировать средства на ремонт пути со статьи по закупке моторвагонного подвижного состава и части локомотивов. РЖД покупают электрички на себя, несмотря на то что есть выделенные «дочки», зависимость которых от материнской компании в результате таких покупок лишь усиливается. Пассажирские «дочки» в результате не капитализируются, а только платят арендную плату. Мы понимаем ту ситуацию, в которой оказалось ОАО «РЖД» с пригородом, но проблему решать как-то надо. И этот 21 млрд руб. мог бы решить вопрос о просрочке ремонта пути.

Также предлагаем рассмотреть вопрос о частных инвестициях в локомотивный парк. Это тоже позволило бы компании высвободить определенные средства. С другой стороны, члены Совета поддерживают РЖД в необходимости компенсации государством выпадающих доходов от пассажирских перевозок.

– Какие еще способы пополнения бюджета компании увидел Совет?

– Эксперты предложили увеличить выплаты дочерних зависимых обществ в пользу материнской компании. Ведь мы исходим из того, что ДЗО выделяются с целью генерировать прибыль. Если этого не происходит в ожидаемом объеме, то нужно внимательно посмотреть на эффективность таких компаний. С тем, чтобы можно было заметно усилить программу сбора дивидендов.

– Однако РЖД рассчитывают на большие доходы от логистического бизнеса, который сконцентрирован именно в дочерних компаниях. А Совет потребителей как раз призывает пересмотреть направления развития РЖД как транспортно-логистического холдинга. Откуда в этом случае возьмутся дополнительные доходы?

– Совет проанализировал проект стратегии (долгосрочной программы) развития РЖД до 2030 года и отметил обязательность доработки этого документа именно в части развития компании как транспортно-логистического холдинга. Это сложный и комплексный вопрос. Если на этапе формирования сквозной транспортной ставки мы имеем регулируемый и нерегулируемый тарифы, то на выходе имеем монопольное давление на субъекта. Потому что на практике получается так, что без обязательной услуги я не могу получить комплексную. Фактически это вход РЖД на те рынки, которые уже конкурентны. Необходимо решить, нужно это и в какой модели. Если у нас рынок логистических услуг дерегулирован, то он должен существовать где-то рядом с перевозчиком. Иначе вскоре рынок может полностью принадлежать РЖД. Во всяком случае, такие опасения высказываются.

– Какие рекомендации дал Совет по разработке KPI для руководства РЖД?

– Мы поддержали исключение из существующего списка таких показателей, как рост объема инвестиций, соотношение уровня оплаты труда работников компании с общероссийским и протяженность скоростных и высокоскоростных магистралей. Все эти параметры зависят от решения правительства. Но решили рекомендовать добавить показатели удовлетворенности потребителей и эффективности инвестиций и их использования. В данном случае мы руководствовались тем, что конкретный перечень пунктов, по которым будет оцениваться деятельность компании, будет формировать Минэкономразвития. Мы хотим дать министерству как можно более широкий список, из которого уже будут выбраны необходимые параметры.