26-02-08 / 2008
Компания в СМИ
Гудок, 26.02.2008

Рост рождает предложение

Компании без стали не останутся

Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания»

– Валерий Васильевич, какие основные тенденции на рынке перевозок металлургической продукции по сети российских железных дорог можно выделить в прошедшем году и какие тенденции могут определять его работу в наступившем году?

– В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста перевозок чёрных металлов по сети РЖД. Так, в 2007 году объём перевозок чёрных металлов увеличился на 6,1% по сравнению с предыдущим годом и составил более 97,4 млн тонн. Рост произошёл за счёт увеличения объёмов внутрироссийских и особенно импортных перевозок, в то время как экспортные поставки несколько сократились. В стране идут активное строительство нефте- и газопроводов, модернизация ЖКХ, а также развитие машиностроения, судостроения. Реализуются крупные инфраструктурные проекты. А это в свою очередь приводит к увеличению потребления металла и сырья для его производства на внутреннем рынке.

 – Наблюдаются ли изменения в маршрутах основных железнодорожных перевозок металлургической продукции? Если да, то какие факторы влияют на эти перемены?

– В 2007 году был отмечен значительный рост объёмов перевозок импортных металлургических грузов (на 27% к предыдущему году). Существенно увеличились объёмы импорта из Китая, Турции, Японии, а также Белоруссии, Казахстана и Украины. Рост закупок чёрных металлов российскими компаниями (в основном для строительной отрасли) в Турции и Китае вызван более низкой стоимостью этого сырья по сравнению с российским. Отмечу и то, что российские меткомбинаты не успевают удовлетворить спрос рынка на продукцию высокого передела. Им экономически выгодно экспортировать полуфабрикаты, в то время как на отечественном рынке не хватает готовой продукции (арматуры, труб, листовой стали). На протяжении последних лет наблюдается тенденция сокращения экспорта чёрных металлов в Китай и США. Одновременно увеличился экспорт металлов в Иран и Республику Корея. Металл нужен всем

 – К каким переменам в работе наших операторов на рынке перевозки металлургической продукции могут привести описанные вами тенденции?

 – Снижение поставок в Китай обусловлено активным ростом национальной металлургии этой страны. Китай в последние годы из импортёра металлов превратился в экспортёра, составив тем самым конкуренцию российской продукции. Особенно выделю тот факт, что китайская чёрная металлургия уже несколько лет подряд характеризуется двузначными темпами роста, причём конца этому процессу не видно. Поэтому при заметном росте ёмкости внутреннего китайского рынка стальной импорт в КНР явно сдаёт свои позиции, а сами китайские металлурги, как я уже отметил, всё активнее превращаются в экспортёров, в том числе и в Россию. Разумеется, это заставляет наши операторские компании, работающие на рынке перевозок металлов, вносить изменения в свою деятельность – прежде всего уделять больше внимания организации доставок из российских портов к нашим внутренним потребителям, тогда как раньше основные усилия по оптимизации схем перевозок уделялись именно экспортным перевозкам с российских металлургических комбинатов. А это влияет и на схему формирования запасов, и на обеспечение непрерывности технологического процесса.

Справка «Гудка»

 По итогам прошедшего года, согласно данным Минпромэнерго России, рост металлургического производства и производства готовых металлических изделий составил 102% к уровню 2006 года, в том числе металлургического производства – 101,8%. При этом рост производства готового проката составил 102,4%, стальных труб – 110,2%, железной руды – 102,4%, кокса – 103,5%, первичного алюминия – 106%. Увеличились объёмы производства стали (72,4 млн тонн, или 102,2%) и готового проката чёрных металлов (59,6 млн тонн). Рост промышленности формирует высокий спрос на грузовые перевозки железнодорожным транспортом. В 2007 году отмечена динамика роста погрузки по чёрным металлам (4,1%), железной и марганцевой руде (1,7%), коксу – 10,2%. При сохранении тенденции роста объёмов производства в чёрной металлургии прогнозируется увеличение объёма перевозок грузов данной отрасли в 2008 – 2010 годах на 13 –15%. К 2010 году он может достигнуть порядка 250 млн тонн.