Нефть бросили на перекрестке
РЖД и «Транснефть» параллельно вкладывают немалые средства в обеспечение транспортировки нефти для Китая.
Окупаемость инвестиций железнодорожников в реконструкцию Забайкальской магистрали ставится под вопрос строительством трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). А правительство никак не определится с тем, как предотвратить ненужную конкуренцию проектов.
РЖД и «Транснефть» параллельно вкладывают немалые средства в обеспечение транспортировки нефти для Китая. Окупаемость инвестиций железнодорожников в реконструкцию Забайкальской магистрали ставится под вопрос строительством трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). А правительство никак не определится с тем, как предотвратить ненужную конкуренцию проектов. «ОАО «НК «Роснефть» имеет контракт с компанией CNPC на поставку в Китай 48,4 млн. тонн нефти до 2010 года. В прошлом году «Роснефть» поставила партнеру более 4 млн. тонн нефти, в 2006 году планируется увеличить поставки нефти почти до 9 млн. тонн. Увеличение объемов поставок будет обеспечено введением в эксплуатацию железнодорожного перегрузочного комплекса на станции Уяр в Красноярском крае», – рассказал «Гудку» начальник управления информации ОАО «НК «Роснефть» Николай Манвелов.
У российской нефти два пути в Китай. Действующий – по железной дороге и виртуальный – проект «Транснефти» ВСТО. В отсутствие трубопровода поставки было решено осуществлять по железной дороге. Об этом договорились Президент России Владимир Путин и китайский премьер Ху Цзиньтао, подписав осенью 2004 года Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами. Стороны договорились о поддержке поставок в Китай сырой нефти из России по железной дороге с таким расчетом, чтобы с 2006 года ее объем составлял не менее 15 млн. тонн в год.
Напомним, что для увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры РЖД пришлось тратить немалые средства. Основной фронт работ пришелся на участок Карымская – Забайкальск. Общий объем инвестиций в этот проект составляет порядка 30 млрд. рублей, включая затраты на электрификацию участка. Часть этих средств привлекалась через размещение облигационного займа.
Как пояснил заместитель руководителя департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Валерий Веремеев, бизнес-план проекта разрабатывался исходя из подтвержденных на уровне межгосударственных договоренностей планов по транспортировке 15 миллионов тонн нефти в Китай по железной дороге начиная с 2006 года. «Сейчас эта задача решена, и железнодорожники готовы перевозить такие объемы. Затраты могли бы окупиться, если указанные объемы перевозились бы в течение 5 – 6 лет. Затем появится возможность заместить нефть другими грузами», – уточнил представитель компании.
Прогнозируется, что товарообмен между Россией и Китаем к 2010 году может удвоиться. Предусмотрено увеличение пропускной способности погранпереходов между двумя странами до 60 млн. тонн в 2010 году. «Но возможное выпадение из грузооборота нефти, связанное с уходом груза на трубопроводный транспорт, образует паузу в окупаемости проекта», – отметил заместитель генерального директора по тарифам и маркетингу ЦФТО ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко.
По данным руководителя «Транснефти» Семена Вайнштока, озвученным на недавнем совещании по развитию Сибири, первый этап строительства ВСТО обойдется примерно в 6,650 млрд. рублей. Он предполагает строительство трубопровода до станции Сковородино. Оттуда сырье пойдет по железной дороге в бухту Перевозная. В рамках этого этапа намечена транспортировка 24 млн. тонн нефти, добываемой в Западной Сибири. Возможна и прокладка из Сковородина ответвления трубы на Китай.
Для распределения нефти как груза по видам транспорта на всем Дальневосточном направлении на совещании у директора департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолия Яновского было решено скоординировать усилия всех заинтересованных сторон. Предложения должны предоставить отраслевые исследовательские институты. Затрагивались эти вопросы и на одном из недавних совещаний у министра промышленности Виктора Христенко. Но ясности в проблеме распределения грузопотоков пока нет.
Как пояснил «Гудку» Вячеслав Петренко, сейчас железнодорожники строят свои планы на основании заключенных с нефтяниками соглашений. «Есть соглашение с «Роснефтью» на ежегодную перевозку в Китай 8,9 млн. тонн нефти. Оно действует до 2010 года. Предусмотрены также поставки нефти на Комсомольский НПЗ через нефтеналивную станцию Уяр. По 6 млн. тонн в год».
Однако в «Роснефти» подчеркивают, что целесообразность дальнейшего использования железнодорожного транспорта для перевозок нефти в КНР будет определяться экономической конъюнктурой и предлагаемыми условиями со стороны ОАО «РЖД». Представители «Роснефти» не скрывают, что наряду с железнодорожными поставками рассматривается возможность транспортировки нефти в Китай с использованием уже построенного нефтепровода Атасу – Алашанькоу. «В настоящее время мы ведем переговоры об условиях использования этого нефтепровода, – заявил «Гудку» Николай Манвелов. – Введение в строй первой очереди ВСТО, а тем более строительство ответвления в Китай позволят существенно нарастить объемы поставок нефти на перспективный китайский рынок».
«Решение о строительстве ВСТО радикально скажется на перераспределении объемов перевозок и парка цистерн, – считает коммерческий директор компании «БалтТрансСервис» Сергей Поликарпов. – К этому необходимо готовиться уже сейчас и разрабатывать программу по замещению вагонов ОАО «РЖД», выработавших свой срок. Придется четко оценивать возможности нефтяных компаний по привлечению грузов на железную дорогу».
«Во всем мире нефть транспортируется по трубопроводам. Доля железных дорог в транспортировке нефти неизбежно будет снижаться. Возможно, дольше других сохранятся перевозки через Монголию (Эрлянь) на НПЗ вокруг Пекина», – считает заместитель генерального директора «Новой перевозочной компании» Сергей Аглицкий.