18-12-13 / 2013
Компания в СМИ
Гудок, 18.12.13

Вопрос дня: Как отражается на работе вашей компании избыток подвижного состава на сети?

Сергей Старых, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»:

– Инфраструктурные мощности ограниченны, и при большем количестве вагонов возникает проблема продвижения вагонных потоков. Технологии, которые раньше использовались, были ориентированы на управление единым пулом вагонов, сейчас же такого пула нет, каждый собственник самостоятельно принимает решение, куда поедет вагон. Разрешить сложившуюся ситуацию компания предлагает за счёт управления пулом вагонов. Например, в США есть специальная компания, которая объединяет вагоны частных железнодорожных компаний в единый пул и управляет им. О значительном влиянии структуры вагонного парка на эффективность перевозочного процесса говорят и следующие показатели: по сравнению с 1988 годом среднесуточная погрузка в 2013 году, по оценкам ОАО «РЖД», снизилась в 1,8 раза. При этом порожний пробег вырос почти на 3%. В этих условиях необходима консолидация вагонного парка.

Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (входит в группу Globaltrans):

– В настоящее время в условиях возрастающей конкуренции на рынке услуг по предоставлению вагонов конкурентоспособность оператора определяет не только количественное и качественное состояние парка, но и умение повысить эффективность его эксплуатации с пользой для клиента. Добавлю, что частью стратегии развития нашей компании является заключение долгосрочных соглашений с крупнейшими грузоотправителями. Для нашей компании это гарантирует прогнозируемость грузовой базы, а для клиентов – качество и прогнозируемую стоимость транспортных услуг на перспективу. Дефицит возможностей инфраструктуры при наличии переизбытка вагонов на сети ОАО «РЖД» приводит прежде всего к ухудшению скорости доставки грузов. Рост оборота вагона, в свою очередь, приводит к повышению спроса на закупку «лишних» вагонов. В связи с этим полагаю, что господдержка производства вагонов может быть эффективна только в том случае, если производство будет напрямую увязано со списанием аналогичного количества старого парка. Без такой меры выпуск новых вагонов будет иметь негативный эффект для железнодорожной отрасли в среднесрочной перспективе, так как может привести к дальнейшему снижению эффективности железнодорожного транспорта и в конечном итоге к падению спроса на новые вагоны. В настоящее время мы совместно с рядом крупнейших операторов подготовили обращение в Минпромторг с просьбой учесть данное мнение при разработке проекта постановления Правительства России, предусматривающее субсидирование лизинговым компаниям части расходов по уплате процентов по обязательствам при покупке инновационных вагонов.

Павел Соколов, генеральный директор ОАО «РЖД Логистика»:

– Для нас как для экспедиционной компании, казалось бы, профицит подвижного состава на сети должен быть выгоден: избыток предложения, по идее, должен способствовать снижению стоимости предоставления вагонов. Однако на деле всё оказалось не так просто: да, количество предложений увеличилось, и некоторые компании, которые ранее были закрыты для сотрудничества, теперь готовы к диалогу, но цены, по сути, не изменились. Кроме того, говоря о повышенном предложении вагонов, надо сказать, что подвижной состав далеко не всегда соответствует требуемым стандартам качества.

Михаил Аненков, директор департамента логистики ОАО «Трубная металлургическая компания»:

– В общем и целом профицит подвижного состава на сети положительным образом отразился на работе предприятий ТМК. Активность мелких и средних представителей операторского рынка заставила крупных игроков проявлять большую гибкость как в условиях предоставления подвижного состава, так и в условиях оплаты услуг. А обострившаяся конкуренция на рынке операторских услуг позволила предприятиям-грузоотправителям получить серьёзную экономию за счёт привлечения вагонов по оптимальным ставкам.

Александр Жуков, заместитель директора по продажам ОАО «ТрансКонтейнер»:

– На работе компании сказывается не столько сложившийся профицит вагонов на сети, сколько сезонный избыток фитинговых платформ ОАО «ТрансКонтейнер». В связи с профицитом вагонов приходится вносить коррективы в регулировочное задание. Часть вагонов приходится направлять в отстой.