18-01-17 / 2017
Компания в СМИ
Гудок, 18.01.2017

Вопрос дня

Грузовладельцы готовятся впервые выставить свои лоты на "бирже вагонов". Насколько перспективен такой канал продаж?

Виктор Воронович, первый заместитель генерального директора АО "Федеральная грузовая компания":

– Думаю, что это интересный опыт в рамках интересного проекта. Размещение вагонов на бирже позволило нашей компании увеличить спотовый сегмент клиентского портфеля. При этом объем вагонов, предоставляемых через электронную торговую площадку, реализуется на принципах рыночного ценообразования – на условиях, предлагаемых грузоотправителями. Мы приобрели ценный опыт по изучению нового инструмента привлечения клиентов, получили обратную связь от участников торгов и ведем работу над структурным анализом полученных рекомендаций для усовершенствования процесса. Уже сейчас можно говорить о том, что в 2017 году ФГК планирует увеличивать предлагаемый к реализации объем вагонов, расширять географию перевозок и номенклатуру перевозимых грузов.

Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора АО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans):

– Мы не участвуем в этих торгах, так как в настоящее время полностью задействуем наш парк под перевозки клиентов. Что касается перспективности обозначенной схемы сотрудничества, то мы видим за ней будущее. Знаем, что электронная площадка начала свою работу примерно полгода назад. И даже принимали участие в работе биржи. В частности, НПК взяла на себя и полностью выполнила обязательства по предоставлению вагонов через биржу на Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорогах. На наш взгляд, проект RailCommerce может быть интересен как для операторов, так и для грузовладельцев. В первую очередь для всех участников рынка – с точки зрения изучения рыночных цен. Во-вторых, непосредственно для операторов подвижного состава – как эффективный инструмент для поиска объемов грузов в нужных регионах, а для грузоотправителей – вагонов под перевозку грузов.

Андрей Громовой, генеральный директор ООО "Промнерудтранс":

– Возможно, размещение грузоотправителями своих лотов на "бирже вагонов" интересно как схема взаимодействия на рынке. Однако я считаю, что в этом случае речь должна идти не о частном продукте Rail Commerce. На мой взгляд, подобная площадка должна обладать более серьезным статусом, разработанными правилами и аккредитацией. А на сегодняшний день объемы заказов, присутствующие на этой площадке, а также условия торгов, как мне кажется, далеки от идеала, крупные грузоотправители обходят Rail Commerce стороной. Я тоже с недавних пор отношусь к этому проекту со скепсисом, у нас был опыт работы с этой площадкой, в том числе отрицательный. Наша служба безопасности провела определенную проверку торгов и рекомендовала в них не участвовать – по некоторым данным, в аукционе участвуют так называемые фейковые компании, исключительно ради накрутки цены. Поэтому намного комфортнее такие услуги было приобретать по договору оферты.

Так что если мы говорим о каком-то серьезном рыночном инструменте, он должен обладать определенными полномочиями, а также аккредитацией сверху. По моему мнению, стоит подождать запуска "биржи вагонов", организованной ОАО "РЖД" и Федеральной антимонопольной службой РФ.

Дмитрий Бауков, начальник Управления корпоративных коммуникаций АО "Первая грузовая компания":

– Новый опыт биржи RailCommerce по выставлению на торги грузовой базы считаем интересным и рассматриваем его как потенциальную возможность дополнительного развития клиентской базы ПГК. Пока потенциал этого инструмента рынка грузовых железнодорожных перевозок требует исследования и оценки. Прежде всего будем оценивать, является ли грузоотправитель клиентом нашей компании и соответствуют ли предлагаемые цены текущим ставкам и тарифной политике ПГК, а также учитывать наши возможности по обеспечению порожними вагонами заявляемых объемов перевозок.

Александр Поликарпов, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:

– Это достаточно новый способ взаимодействия грузоотправителей и операторов. Надо понимать, что крупные собственники вагонов, как правило, имеют долгосрочные контракты с крупными же грузовладельцами, поэтому "биржа вагонов" наиболее интересна небольшим и средним участникам рынка, работающим на спотовом рынке. Однако крупные игроки могут также размещать часть своего парка на бирже для сохранения конкурентных позиций и осваивания нового способа предоставления своих услуг.