19-09-13 / 2013
Компания в СМИ
Гудок 1520, 19.09.13

Констатация реальности

Правительство РФ утвердило положение «Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками». В ОАО «РЖД» полагают, что этот документ лишь закрепил то положение, которое сейчас де-факто существует в отрасли, но ничем не поможет в преодолении накопившихся проблем.

Основной посыл постановления состоит в том, что все взаимодействия оператора с клиентами и владельцами инфраструктуры осуществляются на основании договоров, включающих элементы, предусмотренные законодательством РФ. Единственная обязанность, налагаемая на них, – это обеспечивать соответствие предоставляемых ими железнодорожных вагонов и контейнеров общим требованиям законодательства о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации. Пункт 8 говорит, что при взаимодействии между операторами, перевозчиками и клиентами не допускается создание условий, ставящих одних операторов в преимущественное положение по сравнению с другими операторами в сопоставимых условиях.

Также в статье 10 отмечено, что в случаях, предусмотренных законодательством, операторы передают на возмездной основе принадлежащие им железнодорожные вагоны.

Частично постановление опережает, к примеру, поправки в Устав железнодорожного транспорта, которые сейчас рассматривает правительство. Там также отмечена обязанность операторов в экстренных случаях передавать свой подвижной состав в распоряжение правительства, и дано сходное определение этого вида деятельности, которое отличает его от грузоотправителя, экспедитора или перевозчика.

Как сообщили в Министерстве транспорта, положение разработано во исполнение статьи 2 федерального закона «О железнодорожном транспорте», который был принят ещё в 2003 году.

Там записано, что «основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации». В министерстве уверены, что принятие положения позволит повысить качество и доступность услуг операторов, сделать процесс привлечения вагонов для перевозки грузов более прозрачным и понятным для клиентов.

Со стороны рынка

Некоммерческое партнёрство «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» сообщило, что положительно оценивает принятие постановления. «Это важный шаг к закреплению в нормативно-правовой базе чётких, прозрачных правил деятельности конкурентного операторского рынка», – отметил председатель президиума партнёрства, гендиректор группы Globaltrans Сергей Мальцев.

Как полагает заместитель исполнительного директора партнёрства Андрей Тонких, теперь необходимы дальнейшая разработка и принятие документов, которые определяют основы саморегулирования на операторском рынке, и в первую очередь обязанности предоставлять подвижной состав и являться членами единой СРО. Также нужно определить место и роль оператора в системе отношений, которые регламентируются Уставом железнодорожного транспорта.

Однако из-за невозможности прийти к компромиссу в плане разработки нового закона «О железнодорожном транспорте» и устава, который бы далее развивал отрасль, сам документ получился очень общим.

Первый вариант положения, разработанный Минтрансом, появился в самом конце 2011 года и предполагал, что оператором является тот, у кого в собственности или под управлением находится не менее тысячи вагонов. Однако протесты небольших компаний и ФАС возымели своё действие. В начале прошлого года появился новый вариант, где всех операторов разделяли на пять категорий, фактически также в зависимости от размеров и специализации. Однако и он был отвергнут операторами и антимонопольщиками.

Когда в прошлом году проходило обсуждение проектов документа, эксперты надеялись, что благодаря постановлению повысится прозрачность деятельности операторов. Собственно, разделение на категории, которое в итоге не было принято, предполагало хотя бы статистический учёт их деятельности. Ведь пока никто не может сказать точно, сколько в стране операторских компаний, каково их финансовое положение, потому что большинство из них не предоставляет финансовой отчётности. Более того, такой вид деятельности не зарегистрирован в Росстате, поэтому никакой государственной статистики на этот счёт не существует.

Мнение перевозчика

Поэтому данное положение является плодом компромисса, в котором, по мнению ОАО «РЖД», нет ничего, что могло бы способствовать решению текущих проблем.

«Данное постановление, по сути, ничего не добавляет к той правовой базе, что уже имеется, – говорит заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Надежда Михайлова. – Практически такое же определение оператора имеется и в сегодняшнем законе «О железнодорожном транспорте». Для решения проблем, накопившихся в отрасли, РЖД предлагали внести в действующее законодательство положения, которые, во-первых, вводили бы для операторов принцип публичности, а во-вторых, они должны состоять в единой саморегулируемой организации, для того чтобы она разработала единые правила и стандарты оказания операторских услуг. «Если перевозчик наделён принципом публичности и обязан принять к перевозке любой груз, а владелец вагонов не обязан их предоставить, то рано или поздно наступит такая ситуация, когда здесь обнаружится явный дисбаланс, – говорит Надежда Михайлова. – Хорошо, что у нас сейчас профицит вагонов. Но ситуация может измениться».

С другой стороны, такие предложения не могут содержаться в подзаконном акте, каким и является постановление. «Это прерогатива только закона, который в этом случае, кстати, может быть любым, – пояснил заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев. – Обязательность членства в единой СРО, к примеру, можно установить не только в законе «О железнодорожном транспорте», но и в соответствующем законе «О саморегулируемой организации», а публичность операторской услуги – в Уставе железнодорожного транспорта».

Тем не менее, Алексей Васильев считает, что даже в таком варианте постановления есть определённая польза, поскольку оно закрепило (и на высоком правительственном уровне) те положительные моменты, которые сейчас существуют. К примеру, то, что согласно пункту 7 взаимодействие оператора с перевозчиками регламентируется заключаемыми ими договорами.

Если предложения РЖД об обязательном членстве в СРО и о публичном предоставлении услуг будут приняты, то постановление придётся корректировать, замечает Алексей Васильев.