07-09-20 / 2020
Компания в СМИ
Гудок 1520, 07.09.2020

Вагонам хватит места

Казахстан снял ограничение на въезд подвижного состава из сопредельных государств.

Железнодорожники Казахстана 15 августа сняли бессрочный конвенционный запрет на въезд порожних собственных и арендованных полувагонов на территорию республики из других государств.

Как ранее сообщал "Гудок", с 15 июня 2020 года Казахстан запретил въезд порожних полувагонов на свою территорию из других государств, включая Россию. Решение АО "Казахстан темир жолы" объясняли профицитом подвижного состава на собственной железнодорожной сети, повлекшим перегруженность инфраструктуры, а также летними путевыми работами.

Как рассказал "Гудку" первый заместитель председателя правления КТЖ Канат Альмагамбетов, сейчас требуется дополнительный подвижной состав, потому что потребление растет.

"Отмена конвенционного запрета на въезд на территорию республики вагонов других железнодорожных администраций обусловлена увеличением погрузки угля", – объяснил Канат Альмагамбетов.

Как сообщил "Гудку" первый заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава РФ Денис Семенкин, причиной отмены запрета могло послужить недовольство со стороны отправителей Казахстана.

"По нашим данным, с момента поступления запрета на порожняк уменьшилось количество вагонов, полувагонов, подаваемых под погрузку на территории Казахстана, что привело к недовольству казахстанских грузоотправителей. Были письменные обращения в адрес "Казахстан темир жолы" (КТЖ) с просьбой вернуть возможность погрузки в российские вагоны, поскольку при отгрузке вагонов российских операторов из Казахстана на территорию России грузоотправителям давали ставки существенно ниже, чем давались местными операторами, – уточнил Денис Семенкин. – Что касается местных операторов, то они в последнее время мало грузят на территории России, то есть они в основном порожняком возвращаются обратно, и их ставки по направлению в Россию существенно возросли. Поэтому недовольство казахстанских грузоотправителей было одной из причин, по которой был снят запрет на подачу порожних вагонов".

Как рассказал "Гудку" генеральный директор ABC-RAIL Артур Нурмухамедов, запрет, вступивший в силу в июне, стал для компаний неожиданностью и поломал всю схему управления парком подвижного состава.

"На самом деле ничего необычного в такого рода ограничениях нет – каждая страна, каждая железнодорожная администрация вправе устанавливать свои правила игры, чтобы создать более выгодные условия для своих нацио-нальных компаний, – отмечает эксперт. – Это правильный протекционизм, он есть в любой стране. Но хотелось бы узнавать об изменении этих правил не за три дня до их вступления в силу, а хотя бы за пару недель. Да, формально все правила объявления были соблюдены, но эти правила, к сожалению, не учитывают особенностей работы операторов. Думаю, сейчас этот запрет снят из-за оживления рынка, увеличения погрузки угля, инертных грузов и необходимости обеспечить завоз зимних запасов на угольные электростанции. Собственными ресурсами возросший объем перевезти сложно, поэтому можно и вагоны из соседней страны привлечь на помощь".

"По официальным данным, конвенция была введена из-за большого скопления порожних вагонов всех операторов на сети железных дорог Казахстана. После вступления ограничений в силу грузовой парк внутри страны постепенно пришел в норму за счет отсутствия притока подвижного состава извне. Это послужило сигналом для КТЖ отменить ранее введенную конвенцию. В сегменте полувагонов ограничения создали дополнительные неудобства для заадресации порожнего подвижного состава, предназначенного для вывоза сырья и продукции в адрес наших партнеров. Однако у ПГК уже есть опыт работы в таких условиях, поскольку Казахстан не в первый раз вводит подобные меры. Нам удалось выполнить обязательства перед клиентами, несмотря на все ограничения", – сообщил "Гудку" заместитель генерального директора по коммерции Первой грузовой компании (ПАО "ПГК") Андрей Кравец.

Как заявил "Гудку" первый заместитель генерального директора АО "Новая перевозочная компания" (входит в Группу Globaltrans) Вячеслав Станиславский, потенциальный объем перевозок позволит задействовать под попутную погрузку весь парк, прибывающий под выгрузку в Среднюю Азию. Однако ситуация с запретом еще, вероятно, повторится в будущем. "На объемах перевозок АО "Новая перевозочная компания" запрет на въезд на территорию Казахстана подвижного состава из сопредельных государств отра-зился не слишком болезненно, так как в компании были проработаны альтернативные варианты задействования вагонов под погрузку, – пояснил Вячеслав Станиславский. – В целом проблема ввода ограничений, по нашей оценке, связана с протекционистской политикой Казахстана. В период введения ограничений значительная часть парка казахстанских полувагонов простаивала без операций, и его нужно было задействовать, сейчас же он востребован ввиду роста объемов перевозок угля – начало зимнего завоза. Могу предположить, что ситуация повторится с вероятностью 95% к январю 2021 года и запрет на въезд в Казахстан полувагонов сопредельных государств будет введен вновь".