03-07-21 / 2021
Компания в СМИ
Гудок 1520, 03.07.2021

Спрос обеспечит работой

Железнодорожников ждет год интенсивного роста перевозок

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил прогноз изменения грузовой базы на сети ОАО "РЖД". Эксперты отмечают, что в 2021 году погрузка может превысить уровень 2019-2020 годов и достичь показателей в 1,279-1,287 млрд тонн.

ИПЕМ ожидает, что совокупный прирост погрузки в 2021 году относительно показателя 2020 года составит от 2,9 до 3,5% (36,1-43,5 млн тонн). По словам заместителя руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМа Александра Слободяника, наиболее динамично растущими группами грузов являются уголь (прогнозируется рост на уровне 9,5-11,4%), химические и минеральные удобрения (4,8-5,7%) и зерно (11-13,5%).

По данным ОАО "РЖД", с января по май 2021 года погрузка на сети составила 525,7 млн тонн. Это на 3,5% больше показателя аналогичного периода 2020 года. Причем за пять месяцев этого года было отгружено 155 млн тонн угля (на 9,4% больше, чем годом ранее), 27,4 млн тонн удобрений (на 5,6% больше) и 11 млн тонн зерна (на 14% больше).

"Исходя из текущей рыночной конъюнктуры, мощности портов Дальнего Востока, Юга и Северо-Запада по перевалке угля будут полностью загружены, – отмечает Александр Слободяник. – Летом 2020 года загрузка портов углем была неполная, поскольку цены находились на низком уровне. В настоящий момент цена угля на внешнем рынке сильно выросла, несмотря на летний период, в дальнейшей перспективе она может увеличиться еще больше. Операторы будут отдавать предпочтение углю перед другими грузами".

Как сообщают в ОАО "РЖД", в январе – мае в порты Дальнего Востока отправили 41,2 млн тонн угля (на 8,9% больше, чем за аналогичный период 2020 года), в порты на Юг России – свыше 11,5 млн тонн (в 1,8 раза больше, чем годом ранее), а в порты Северо-Запада – 23,7 млн тонн (прирост на 11,1% к уровню 2020 года).

По мнению первого заместителя генерального директора АО "Новая перевозочная компания" (входит в Группу Globaltrans) Вячеслава Станиславского, положительная динамика по погрузке на сети ОАО "РЖД" наблюдается практически по всей номенклатуре грузов. Наиболее заметный рост отмечается в погрузке угля, удобрений, черных металлов и лома. Рост показателей обусловлен как эффектом низкой грузовой базы в первом полугодии 2020 года, так и уверенным восстановлением внутреннего потребления.

"На рынке сформировались позитивные ожидания возвращения к докризисным показателям. Мы ожидаем дальнейшего увеличения погрузки угля, черных металлов и металлургического сырья. На фоне снижения ограничений в рамках сделки ОПЕК+ будет сокращаться отставание в погрузке нефти и наблюдаться увеличение перевозок нефтепродуктов в связи с восстановлением внутреннего спроса. По нашим оценкам, во втором полугодии положительный тренд погрузки укрепится, однако темпы роста будут ниже, чем в первом полугодии 2021 года за счет сглаживания эффекта низкой базы прошлого года", – пояснил Вячеслав Станиславский.

Увеличения объемов перевозимых грузов компаниям удается достичь за счет контейнеризации. Директор ПАО "ТрансКонтейнер" по продажам и клиентскому сервису Никита Пушкарев рассказал "Гудку" о преимуществах развития такого сервиса.

"Нашим приоритетом является контейнеризация грузов, перевозимых ранее другими способами. В этом году мы начали перевозку угля в контейнерах. За пять месяцев перевезено порядка 90 тыс. тонн груза через пункт пропуска Забайкальск в Китай. Перевозка угля в контейнерах позволяет сократить время обработки на приграничных станциях, повысить скорость доставки, кроме того, избежать проблемы смерзшегося угля, полувагоны с которым в зимний период могут простаивать на станциях по несколько суток. Всего по итогам I квартала текущего года перевозки контейнеров в нашей компании увеличились на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 615,9 тыс. ДФЭ", – резюмировал эксперт.

Операторы отмечают, что основной рост погрузки на сети обеспечили экспортные отправки. "Тут рост зафиксирован на уровне 5% (увеличение на 10 млн тонн). Ключевые потребители расположены в Европе, Турции, на Украине. Среди грузов лидирует каменный уголь – увеличение составило 9%, до 155 млн тонн. В частности, кратно увеличил закупку отечественного сырья Китай из-за отказа от закупок в Австралии. Интерес к российскому углю также традиционно проявляет Япония. Кроме того, отмечается рост погрузки в контейнерах – на 13%, до 18,5 млн тонн. Наиболее востребованные номенклатуры грузов для перевозки в контейнерах – химикаты, лес и черные металлы", – комментирует "Гудку" начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании Екатерина Агапова.

Перевозки угля до конца года будут продолжать расти, поскольку промышленные компании увеличивают добычу в надежде на сохранение высокой цены на экспорт, считает начальник Департамента стратегического маркетинга АО "СГ-транс" Наталья Дрыжак. "По итогам года могут увеличиться перевозки химических грузов, удобрений, контейнерных грузов, что связано как с восстановлением спроса после пандемии на внутреннем рынке, так и с конъюнктурой внешних рынков".

Однако, по мнению ИПЕМа, сегодня не реализуется потенциал отправки строительных грузов, в частности щебня. Рост погрузки угля влечет за собой сложности для производителей щебня, поскольку в отрасли уже наблюдается дефицит полувагонов. "При наличии свободного вагонного парка производители могли бы вывезти больший объем щебня. В текущей же ситуации за пять месяцев 2021 года наблюдается спад на 3,3%, а в целом по строительным грузам прогноз на 2021 год относительно 2020-го варьируется от -1,8% до +1,5% в зависимости от спроса и наличия свободного вагонного парка", – подытожил Александр Слободяник.

Операторы связывают спад погрузки в строительной отрасли со снижением покупательной способности населения. "Кроме того, владельцы полувагонов стремятся направить парк на вывоз угля на экспорт как более доходной перевозки", – считает Наталья Дрыжак.

Участники рынка также заметили уменьшение погрузки нефти и на восстановление показателей этой номенклатуры груза не рассчитывают. "За январь – май 2021 года по железной дороге доставлено 89,9 млн тонн этого вида грузов (-2% к пяти месяцам 2020 года). Помимо постепенного перехода нефтепродуктов на трубопроводный транспорт сейчас усиливаются карантинные ограничения в стране, что повлияет на погрузку отрицательно", – говорит Екатерина Агапова.