15-11-17 / 2017
Компания в СМИ
Гудок, 15.11.2017

Вопрос дня

Ожидаете ли вы повышения цен на грузовые вагоны в следующем году?

Валерий Веремеев, заместитель генерального директора по стратегии и развитию АО "Первая грузовая компания" (ПГК):

– Цена на новый полувагон с 2015 года увеличилась на 30–35% и продолжает расти. По нашим оценкам, в следующем году цена на полувагон с улучшенными техническими характеристиками превысит 3 млн руб. Существующий уровень конкуренции на рынке российского вагоностроения также не способствует сдерживанию цен – концентрация на рынке вагоностроения растет. Рост цен на вагоны происходит во всех сегментах. Отчасти этот рост обусловлен инфляцией издержек производителей – увеличением стоимости металлов и комплектующих. Безусловно, ПГК постоянно мониторит уровень цен на новые вагоны и оценивает перспективы их приобретения. При прогнозируемых на 2018 год ценах инвестиции в новые вагоны не выглядят привлекательными, и рост стоимости вагонов негативно влияет на наши планы по пополнению парка. По нашему мнению, для поддержания спроса на вагоны в 2018 году необходимо вернуться к практике государственной поддержки их приобретения, которая хорошо себя зарекомендовала в 2016–2017 годах.

Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора АО "Новая перевозочная компания" (входит в Группу Globaltrans):

– Повышение цен на подвижной состав уже произошло. Так, инновационный вагон производства АО "НПК "Уралвагонзавод" в сентябре текущего года стоил порядка 2,6 млн руб., в октябре его цена поднялась до 2,8–2,9 млн руб. Стоимость типового полувагона (УВЗ) выросла в обозначенный период с 2,15 до 2,35 млн руб. Тихвинский инновационный вагон пока цену не менял (около 2,9 млн руб.), но мы ожидаем повышения. Разумеется, я привожу в пример прайсовые цены, они могут варьироваться в зависимости от договоренностей между участниками сделки, количества приобретаемых вагонов и прочих факторов. Такая стоимость подвижного состава делает сроки окупаемости инвестиций неприемлемыми для большинства операторских компаний. Наша компания в настоящее время не планирует приобретение нового подвижного состава, а присматривается к предложениям продажи вагонов на вторичном рынке.

Олег Рогачев, член совета директоров ЗАО "Русагротранс":

– На мой взгляд, цены на вагоны уже достигли предельно возможного максимума, особенно с учетом стоимости запасных частей. Дальнейшее повышение цен попросту лишит вагоны спроса. Мне кажется, что нужно стремиться к некоторому балансу интересов производителей вагонов, металла и грузоотправителей. Высокая стоимость вагона может подстегнуть рост ставки, так как вагон необходимо окупить. А высокая конечная стоимость услуги по перевозке груза делает его менее ликвидным, в том числе на мировом рынке. Нам удается удерживать ставки на приемлемом уровне за счет того, что мы приобрели парк в более ранние периоды, когда вагон стоил существенно дешевле.

Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис":

– Полувагоны будут дорожать безусловно. Мы уже неоднократно были свидетелями ситуации, когда при росте спроса на подвижной состав цены взлетали вверх. В том, что вагоностроители постараются воспользоваться ситуацией, сомнений нет, вопрос лишь в том, насколько изменятся цены. По нашим предварительным оценкам, рост составит 15–20%. На рынке цистерн несколько иная ситуация, здесь нет высокого спроса, компании, как правило, укомплектованы. Мы, к примеру, понимаем, что нашего парка хватит для того, чтобы обеспечить все запланированные перевозки и в 2018-м, и в 2019 году. За три-четыре месяца до конца года мы запрашиваем планы у нефтяников, сколько они нам предъявят к перевозке, и это позволяет вполне комфортно формировать планы работы компании. На рынке цистерн все еще наблюдается профицит, он несколько снизится в ближайшее время за счет списания, но не настолько, чтобы обеспечить вагоностроителей крупными заказами. Кроме того, на рынке не хватает зерновозов. Впрочем, зерновые при желании можно перевозить и в крытых вагонах, в минераловозах, так что резервы есть. Также в будущем году сохранится устойчивый спрос на фитинговые платформы. Таким образом, вагоностроители смогут поднять цены в 2018 году на полувагоны, зерновозы и платформы.