15-02-07 / 2007
Компания в СМИ
Гудок, 15.02.2007

Тележка, которая привезет прибыль

ОАО «РЖД» намерено перейти на применение новой тележки с нагрузкой на ось 25 тонн. Это может увеличить грузоподъемность вагонов почти на 50%. Частные операторы опасаются дефицита запчастей к новым типам подвижного состава.

Начальник вагонного отдела компании «ОТЭКО» Виктор Назаров считает, что новые стандарты тележки помогут его компании сделать бизнес более эффективным. «Конечно же, нельзя рассматривать характеристики тележки отдельно от грузоподъемности вагона. Потому что «подкатывать» тележку с нагрузкой на ось не менее 25 тонн под вагон грузоподъемностью 60 тонн не имеет никакого смысла. Новая тележка потребует вагона грузоподъемностью не менее 90 тонн, – заявил он.– Понятно, что тогда эффективность перевозки грузов возрастет». Представитель «ОТЭКО» убежден, что с внедрением нового стандарта его компания сможет получить возможность перевозить прежние объемы грузов с помощью меньшего количества вагонов. Помимо повышенных характеристик грузовой работы, новый стандарт позволит сэкономить и за счет прогона пустых вагонов на обратном пути после погрузки.

Генеральный директор компании «ММК-Транс» Юрий Чмелев также считает, что внедрение повышенных стандартов – перспективное направление: «Практика показывает, что всегда выгоднее эксплуатировать новые вагоны, чем технику старого образца. Успешная работа нашей компании в последние годы во многом связана с тем, что парк полувагонов, которые мы закупаем по лизингу, имеет возраст от одного до четырех лет». Вместе с тем он выразил обеспокоенность по поводу возможных проблем, которые могут возникнуть с запасными частями к вагонам с новыми характеристиками: «Даже сейчас мы иногда сталкиваемся с нехваткой запасных частей к самым распространенным типам вагонов. Есть все основания думать, что особенно в первое время, когда вагонов новой конструкции будет немного, может стать очень актуальной проблема нехватки запасных частей».

«На первый взгляд для собственника вагон повышенной грузоподъемности очень выгоден. Больше объем перевезенных грузов, значит, больше возможностей для того, чтобы заработать больше денег. Однако не все так просто», – считает генеральный директор компании «Магистраль Транспорт» Петр Кашутин. По его мнению, грузоподъемность вагона – один из главных факторов успешной работы, но определяющим он может стать только при некоторых условиях. Во-первых, тарифы за использование вагона большей грузоподъемности выше, и чем больше вагон, тем более высокая плата за его эксплуатацию на сети ОАО «РЖД». Во-вторых, новые стандарты подвижного состава потребуют принципиально нового уровня надежности всех узлов вагона, особенно тормозного оборудования и автосцепки. Если вагоны часто выходят из строя при работе весом 60 тонн, то справятся ли они с нагрузкой, увеличенной на 50%? Ведь опыта производства вагонов подобного типа у отечественных предприятий пока что не было. Петр Кашутин считает, что появление новых вагонов может послужить поводом для повышения цен на ремонт и запасные части к ним. По его мнению, стоимость ремонта вагонов и сейчас повышается не всегда мотивированно, а новые детали к вагонам могут стоить слишком дорого.

Заместитель генерального директора ОАО «Новая перевозочная компания» Сергей Аглицкий заявил: «Нас интересуют прежде всего потребительские свойства вагонов в целом, а именно – объем наполнения (загрузки) и надежность (межремонтные сроки). Возможно, новая тележка – промежуточный этап на пути к созданию современного вагона. Говорить о ее преимуществах рано, так как пока непонятно, что будет происходить с ремонтным сервисом этих тележек». Как он заметил, компания готова платить и платит за новые конструкции вагонов, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке транспортных услуг, если при этом сохраняются или снижаются сроки окупаемости проекта. «Да, мы хотели бы иметь вагоны-цистерны американской конструкции – крупнообъемные и надежные, ремонтировать их, как в Западной Европе, раз в четыре – шесть лет, использовать только под однородный тип груза, – сказал Сергей Аглицкий. – Нужно изменить отношение железнодорожников к источнику своего благосостояния: не бить, не ломать, не повреждать, ремонтировать как положено, и тогда вагоны – и новые, и старые – будут служить долго».

Главный эксперт по экономическим вопросам Ассоциации собственников подвижного состава России Игорь Ахполов заявил «Гудку», что внедрение новых стандартов необходимо. «Исходя из опыта наиболее экономически развитых стран мира, и в первую очередь США, можно проследить следующую тенденцию: повышение массы грузовых поездов в целом, и в частности грузоподъемности вагона, приводит к увеличению доходов компаний-перевозчиков». По мнению Игоря Ахполова, вагоны с повышенной грузоподъемностью в российских условиях будут окупаться даже быстрее, чем в США. Рост объема перевозок на российских железных дорогах сейчас идет очень интенсивно.

Вместе с тем Игорь Ахполов отметил, что есть определенные факторы, которые могут несколько снизить эффективность использования принципиально нового подвижного состава: «В США рост грузоподъемности вагона сопровождается снижением пошлин и тарифов, взимаемых с компаний-операторов, у нас пока что прямо противоположная ситуация. Необходимо принять меры, которые могли бы способствовать развитию рынка железнодорожных перевозок и стимулировать внедрение новых образцов подвижного состава».

От редакции

Мнения представителей коммерческих компаний, занимающихся грузовыми перевозками, несмотря на различия в деталях, сходятся в одном: намечаемый ОАО «РЖД» перевод вагонного парка на новую тележку с осевой нагрузкой 25 тонн будет также и в интересах собственников подвижного состава. Понятна их обеспокоенность вопросами тарифов за использование вагонов, обеспечения запасными частями. Важно то, что участники рынка готовы подключиться к решению поставленной железнодорожниками задачи. Эта дискуссия продолжится в «Гудке» в формате «круглого стола».