14-03-12 / 2012
Компания в СМИ
Гудок, 14.03.12

Компромисс порядка

Начало 2012 года ознаменовалось для российского рынка железнодорожных перевозок существенными нововведениями.

Во-первых, под управлением РЖД начал работу парк привлеченных вагонов, а во-вторых, начал действовать приказ Минтранса по управлению пробегом порожних вагонов. По прошествии нескольких месяцев представители Минтранса, РЖД и операторов собрались в редакции Гудка, чтобы подвести предварительные итоги работы рынка в новых условиях. и пришли к выводу, что принятые меры, несмотря на их неоднозначность, стали эффективным временным механизмом наведения порядка на сети, пока не будет отработана технология управления парками.

Вице-президент ОАО "РЖД" Салман Бабаев отметил, что привлеченный парк показал себя более эффективным, чем парки, работавшие по собственной логистике, по критериям производительности, оборачиваемости вагонов. Хотя доходность привлеченных вагонов оказалась ниже рыночной. При этом привлеченный парк стал подспорьем для средних и мелких грузоотправителей, которые не смогли заинтересовать операторов большими объемами отправок. Салман Бабаев также напомнил, что РЖД готовы привлекать подвижной состав частников по фиксированной ставке, обеспечивая гарантированную доходность в размере чуть больше тысячи рублей за вагон в сутки. По словам коммерческого директора Второй грузовой компании Алексея Исакова, фиксированная арендная ставка выгодна операторам на фоне общего спада перевозок января-февраля. Возможно, в течение года они переоценят ситуацию, но не исключено, что арендные ставки также будут скорректированы. Привлеченный парк позволил восстановить определенную технологию перевозочного процесса, которым ранее РЖД не могли управлять, поскольку направление перевозок определяли операторы.

Теперь грузоотправитель обязан указывать, в вагонах какого собственника он отправляет груз. "Если будет разработана нормальная технология, то мы заранее, даже пока идет груженый вагон под выгрузку, понимаем, какие вагоны и куда надо будет обратно заадресовывать. Можно будет планировать порожние вагонопотоки", - отметил Салман Бабаев. Он добавил, что на рынке сегодня наблюдается избыток вагонного парка, который не загружен работой. Объем перевозок ниже, чем в предкризисные годы, а количество вагонов на рынке существенно увеличилось. Но даже при таких обстоятельствах возникали сложности вывоза продукции. РЖД берут на себя функции управления парком временно. Когда будет выстроена новая технология перевозочного процесса, возможно, от этой меры можно будет отказаться. Председатель президиума НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Сергей Мальцев согласился с этими доводами. "Раньше был один собственник вагонов - РЖД. И при этом существовало две технологии перевозок. Одна касалась груженых вагонов, другая основывалась на балансовой регулировке порожних вагонов и работала по другим техническим заданиям. Когда появилось много собственников, частный парк был обозначен как груз на своих осях, и вся технология стала работать как груженый подвижной состав.

При этом обозначилась нехватка сортировочных мощностей и провозных способностей", - отметил он. "РЖД по-своему поступили правильно: пока не найдена технология работы с частными порожними вагонами, отличная от технологии работы с гружеными, они вернулись к схеме, которая была до этого. То есть когда груженый парк работает по одной технологии, а порожний - по другой", - добавил Сергей Мальцев. Но, по его мнению, неправильно говорить о стабилизирующей роли привлеченного парка, поскольку он "замораживает" технологическое развитие РЖД. Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что привлеченный парк и дальше будет играть положительную роль. "Осенний пик перевозок мы более или менее прошли. Тот груз, который лежал на складах, вывезли, в том числе благодаря парку АГ (привлеченный парк. - Ред.). Нас ждет следующий пик перевозок - весенний. В апреле надо будет кому-то отвечать, если мы опять не вывезем груз. Парк АГ опять сыграет свою положительную роль. Хороша эта технология или плоха, но она полностью вписана в правовое поле. Изменится правовое поле - можно будет говорить об изменении технологии", -отметил эксперт. Немало внимания в рамках дискуссии было уделено недавно вступившему в силу приказу Минтранса, регулирующему перевозки порожних вагонов. Генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Елена Кунаева отметила, что были сделаны первые шаги, позволяющие перевозчику на своей собственной инфраструктуре управлять процессом приема порожняка. "По грузам у нас все определено: возможности и критерии оценки технических и технологических возмож-ностей. Перевозчик оценивает, как и на каких основаниях он может ограничить прием груза к перевозке. А по порожним вагонам ничего этого не было", - рассказала она. Заместитель директора департамента железнодорожного транспорта Минтранса Андрей Емельянов подчеркнул, что проблема обеспечения грузоотправителей подвижным составом носит комплексный характер и складывается из нескольких составляющих. "Первое - это совершенствование нормативно-правовой базы. Этим занималось Министерство транспорта совместно с некоммерческим партнерством, с РЖД. Второе - это тарифная составляющая: совершенствование тарифной политики, унификация тарифов на порожний пробег. Третье - технологическая составляющая, ответственность за реализацию которой мы видим у РЖД и крупных игроков рынка операторских услуг", -отметил он. По словам Андрея Емельянова, к концу прошлого года сформировалось понимание, что без закрепления на уровне правительственного акта основных положений, касающихся деятельности операторов, дальнейшее развитие рынка железнодорожных перевозок затруднительно.

"Соответствующий документ мы подготовили, он прошел целый ряд публичных обсуждений на площадке Министерства транспорта, - отметил он. - Что касается документов о соблюдении условий предоставления в аренду подвижного состава, здесь есть поручение правительства Министерству экономического развития. Мы подключимся к его дальнейшей проработке, как только предложения от МЭР поступят". Меры по тарифному регулированию должна разработать Федеральная служба по тарифам. "Часть этих поручений уже выполнена. В частности, утверждена методика, на основании которой рассчитываются платежи за привлекаемые вагоны", - отметил представитель Минтранса. Андрей Емельянов отметил, что в 2012 году будет создаваться эффективная модель железнодорожных перевозок. "Когда все рычаги - и тарифные, и организационные, и научно-технические разработки - системно начнут работать, тогда появится возможность уйти от инвентарного парка и перейти к управлению парком самими операторами. При этом эффективное управление парком вагонов достигается в первую очередь крупными операторами", - подчеркнул он.