13-09-17 / 2017
Компания в СМИ
Гудок, 13.09.2017

Вопрос дня

Участники рынка отвечают на вопрос ИД "Гудок": "Что бы вы оптимизировали во взаимоотношениях с перевозчиком?"

Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора АО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans):

– ОАО "РЖД" проводит большую работу по оптимизации взаимодействия со своими клиентами. Вопросы клиентоориентированности прорабатываются перевозчиком не первый год, и это приносит позитивные результаты. С точки зрения упрощения взаимоотношений операторов подвижного состава с перевозчиком я бы остановился на следующих предложениях. Известно, что в настоящее время перевозчик в любой момент абсолютно самостоятельно распоряжается средствами на едином лицевом счете клиента (ЕЛС). При этом ошибочно списанные средства плательщик в большинстве случаев может вернуть только через длительные процедуры в суде. Если бы перевозчик все доборы тарифа по завершенным перевозкам, а также сборы по накопительным карточкам осуществлял только после согласования с плательщиком по уже согласованным актам, то это, на наш взгляд, значительно бы упростило взаимодействие между ОАО "РЖД" и его клиентами (грузоотправителями-грузополучателями). Кроме того, мы считаем, что в ЭТРАН не должно быть функции ручного добора денежных средств с ЕЛС плательщика.

Мы уверены, что если предоставить плательщику возможность просмотра актов общей формы в АС ЭТРАН, оформленных работниками ОАО "РЖД" на перевозки, то количество спорных вопросов и претензий от грузополучателей-грузоотправителей в отношении перевозчика значительно сократится.

На наш взгляд, ОАО "РЖД" не должно отказывать клиентам в рассмотрении претензий, направленных в ТЦФТО дорог, по формальной причине. Формальной причиной, например, может являться неполный пакет оригиналов документов у плательщика. Несмотря на то что плательщик железнодорожного тарифа имеет право на претензию, оригиналы некоторых документов у него могут отсутствовать в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, к примеру таких как оригинал транспортной накладной. И дальше вопрос решается только через суд.

Алексей Дружинин, исполнительный директор СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ):

– Мы выступаем с инициативой проведения ОАО "РЖД" предварительного обсуждения с операторскими компаниями решений по проектам документов, прямо или косвенно затрагивающих права и обязанности владельцев вагонов. Целью является выработка сбалансированных решений по наиболее значимым для развития железнодорожного транспорта вопросам, а также текущим вопросам, затрагивающим технологию работы операторских компаний, принципы ценообразования на информационные услуги, к примеру прейскурант на услуги Главного вычислительного центра РЖД (ГВЦ). С начала 2017 года, согласно утвержденному правлением ОАО "РЖД" Прейскуранту на услуги ГВЦ в области информационных технологий, принцип (разделение информации на блоки, три варианта тарификации) и стоимость услуг были существенно пересмотрены. СОЖТ выступает с инициативой проведения ОАО "РЖД" предварительного обсуждения с операторскими компаниями принципов ценообразования на информационные услуги, а также пересмотра подходов к методике ценообразования стоимости информационных услуг в рамках прейскуранта. Мы сейчас согласовываем с ОАО "РЖД" порядок проведения обсуждения. В перспективе должен быть сформирован перечень вопросов, которые будут обсуждаться, разработан порядок проведения этих обсуждений, типовые формы обмена информацией. В дальнейшем перечень вопросов может быть расширен.

Андрей Громовой, генеральный директор ООО "Промнерудтранс":

– Есть предложение сделать операторов полноправными участниками перевозочного процесса. В отношении РЖД проводится государственная политика в отношении функционирования железнодорожного транспорта и выстроена четкая вертикаль. Однако эта вертикаль реализации транспортной политики заканчивается непосредственно на ОАО "РЖД" и никаким образом не затрагивает деятельность операторов подвижного состава. При этом доступ к услуге перевозки осуществляется прежде всего через операторов. Когда грузовладелец хочет воспользоваться услугой перевозки, разговор всегда начинается с вагонов. Если оператор не может предоставить вагон (нет свободного подвижного состава, или грузоотправитель не готов платить по заявленной ставке), в этом случае происходит, по сути, отказ от предоставления услуги перевозки. Думаю, что Минтрансу, РЖД и операторскому сообществу стоило бы выработать необходимые правила, чтобы операторы и РЖД не существовали сами по себе. Когда нет цельности услуги и единого центра ответственности, невозможно качественно управлять процессом. Безусловно, в отношениях участников перевозочного процесса необходимо выстраивать вертикаль, чтобы клиентам железной дороги обеспечивался необходимый доступ к транспортной услуге. Этот вопрос сегодня не отработан, хотя он вполне укладывается в логику Целевой модели рынка (ЦМР) железнодорожных грузоперевозок, которую не могут согласовать уже не один год.