На рынке перевозок выживет крупнейший
Игорь Асатуров, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания: – Сегодня расстановка сил на рынке железнодорожных перевозок выглядит следующим образом. Около 20% грузов, перевозимых по сети РЖД, приходится на долю крупных независимых компаний. К последним можно отнести более 20 операторов. Все они имеют объем перевозок не менее 250 тыс. тонн в месяц. Кроме того, на рынке работают свыше ста средних операторов со среднемесячным объемом перевозок до 250 тыс. тонн и более 2000 мелких компаний (объем перевозок менее 50 тыс. тонн).
Существует тенденция, при которой небольшие компании-операторы с парком от 300 до 1000 вагонов либо поглощаются крупными компаниями, либо сдают свои вагоны в аренду. По сути, эти процессы мало отличаются: юридически компания продолжает существовать, а как игрок на рынке исчезает. К примеру, в начале этого года произошли существенные изменения на рынке перевозок металлов из-за падения спроса на российский металл в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Крупные компании в таких случаях стараются быстрее переориентироваться на другой вид перевозок. Если они и несут какие-то убытки, то незначительные. Для небольшой компании потеря одного направления может привести к серьезному кризису. На рынке железнодорожных перевозок сейчас происходят процессы, ранее происходившие в металлургической, нефтяной и других отраслях, – остаются компании, которые могут диверсифицировать свой бизнес.
С другой стороны, создание крупными сырьевыми и промышленными холдингами собственных компаний, ориентированных на перевозку продукции предприятий, уже нецелесообразно. Независимые операторы обладают достаточными ресурсами для удовлетворения транспортных потребностей компании практически любой специализации. Так, «Новая перевозочная компания» уже сегодня готова взять на себя функции грузоотправителя со всей вытекающей отсюда ответственностью. Во всем мире эти непрофильные для промышленных и сырьевых предприятий работы давно переданы транспортным компаниям на аутсорсинг.
Таким образом, если попытаться дать прогноз развития железнодорожных перевозок на ближайшие 5 – 10 лет, то, на наш взгляд, на рынке останется около 5 – 7 крупных компаний.