12-10-16 / 2016
Компания в СМИ
Гудок, 12.10.2016

Вопрос дня

Вероятен ли устойчивый дефицит грузовых вагонов в отрасли?

Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора АО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans):

– Дефицита грузовых вагонов нет. И в ближайшее время, по нашим оценкам, не предвидится. В сегменте полувагонов на фоне постепенного списания подвижного состава с истекшим сроком службы формируется баланс спроса и предложения. При этом на локальных участках порой возникают вопросы организации грамотной логистики и взаимной ответственности участников процесса перевозки. К примеру, по нашим оценкам, под грузовыми операциями на сети ежесуточно сверх нормативных сроков простаивает порядка 35–40 тыс. вагонов, принадлежащих различным собственникам. Под выгрузкой минерально-строительных грузов (прежде всего щебня) простои полувагонов достигают 10–12 суток, под погрузкой лома металлического – 7–8 суток. Грузоотправителям и грузополучателям стоит оценить ситуацию с этой стороны.

Не стоит забывать о вагонах в составе "брошенных" поездов. В 2016 году в среднем в "брошенных" поездах простаивало до 35 тыс. вагонов в сутки (из них 20–23 тыс. полувагонов). В августе этот показатель снизился до 15–20 тыс. единиц, из них полувагоны составили 5–8 тыс. единиц. Простаивают, превращаясь в склады на колесах, в составе "брошенных" поездов вагоны на подходах к портам зачастую из-за отсутствия зафрахтованных судов. Кроме того, в последнее время участились случаи необоснованной браковки вагонов в плановые виды ремонта, в результате чего в ожидании разрешения подобных ситуаций вагоны также простаивают до 30 суток. Уверен, что решение перечисленных проблем позволит снять с повестки дня вопросы, связанные с нехваткой подвижного состава.

Дмитрий Бауков, начальник управления корпоративных коммуникаций АО "Первая грузовая компания":

– Безусловно, сегодня мы наблюдаем определенный дефицит подвижного состава, но он не носит фундаментального характера – скорее это локальное явление в сегменте полувагонов, во многом связанное с сезонными факторами. Деловая активность, которая традиционно возрастает в летний период, в октябре – ноябре будет снижаться. Если говорить о других сегментах, в перевозках наливных грузов мы наблюдаем скорее профицит. По крытым вагонам, цементовозам и другим родам подвижного состава складывается рабочая ситуация, которую можно охарактеризовать как здоровый баланс парка. Мы рассчитываем, что в ноябре, когда наступит сезонный спад, ситуация на рынке станет более стабильной.

Рынок грузовых железнодорожных перевозок живет по объективным законам экономики, он самостоятельно балансируется, то есть выходит на баланс наличия подвижного состава и предъявляемой грузовой базы. Резких колебаний из значительного профицита в дефицит, по нашим оценкам, уже не будет. Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от многих факторов, в том числе от перспектив роста экономики, которые, возможно, повлекут за собой потребность в дополнительном подвижном составе.

Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:

– В последние годы наблюдается периодический локальный дефицит грузовых вагонов (в основном полувагонов) не только в Кузбассе, но и в других регионах России из-за ряда причин. Во-первых, в период с января по сентябрь парк полувагонов сократился более чем на 30 тыс. единиц. Во-вторых, многочисленные ремонтные работы на инфраструктуре, проводимые ОАО "РЖД". Необходимо отметить, что образовавшийся дефицит вагонов привел к значительному росту ставок на предоставление полувагонов, которые превысили 1 тыс. руб./сутки.

Наблюдаемый дефицит носит временный характер, который, скорее всего, закончится после проведения всех регламентированных ремонтных работ. Однако уже следующей весной при сохранении текущих темпов списания вагонов можно ожидать появления устойчивого дефицита грузовых вагонов.

Таким образом, на протяжении последних лет на сети ОАО "РЖД" наблюдается несбалансированность парка грузовых вагонов. Если на протяжении последних лет (2012–2014 годы) наблюдался профицит, то в настоящий момент образовался дефицит вагонов. Дефицит и профицит имеют свои плюсы и минусы для всех участников перевозочного процесса. Для грузоотправителей профицит вагонов означает низкие ставки на предоставление подвижного состава, для операторов – неудовлетворительный уровень доходности, и наоборот. Достичь баланса парка грузовых вагонов достаточно сложно, так как в зимние месяцы погрузка на железнодорожном транспорте находится на низком уровне и образуется профицит вагонов, а в теплые месяцы года увеличивается погрузка и проводятся ремонтные работы с предоставлением "окон", что вызывает дополнительный спрос на подвижной состав.

Дэйв Эванс, генеральный директор Polar Logistics Russia:

– Сейчас вероятность дефицита очень велика. Так как большинство российских вагонов произведены десятки лет назад, срок их эксплуатации уже подходит к концу, темпы списания довольно высоки, а новые вагоны производятся в весьма малых количествах из-за удорожания стоимости и отсутствия постоянного спроса.