Рынок войдет в систему
ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» по заказу Ространснадзора начало разработку «Единой информационно-аналитической системы по надзору в сфере транспорта».
Новая система, которая неофициально уже называется «транспортным Интернетом», должна связать в единую сеть информационные ресурсы участников транспортного рынка (коммерческий сектор системы) и регулирующих госорганов (государственный сектор).
О готовящемся запуске этого проекта было объявлено в Санкт-Петербурге в рамках 11-й международной научно-практической конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте».
Внедрять систему специалисты ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» намерены в несколько этапов. Сначала на важных объектах транспортной инфраструктуры будут установлены системы видеонаблюдения, причем информация с видеокамер в режиме реального времени будет передаваться в контролирующие органы. Камеры слежения планируется установить в 150 аэропортах, на 2000 мостов, более 500 вокзалах, а также вблизи крупнейших речных узлов. В результате контролирующие органы смогут не только повысить безопасность этих объектов, но и регулировать передвижение транспорта, корректировать графики движения, а в экстренных случаях – руководить действиями ремонтных или спасательных бригад.
Следующим этапом развития системы станет формирование базы данных участников всего транспортного рынка. По замыслу Ространснадзора, перевозчиков, работающих в сфере авто-, авиа-, морского и железнодорожного транспорта, обяжут предоставлять информацию о себе и о любых изменениях в своей структуре. В результате у государственных органов должна сформироваться полная картина того, что происходит в отрасли (начиная от количества транспортных компаний и заканчивая их экономическими показателям).
Ко всему прочему, «транспортный Интернет» будет включать в себя портал информационных услуг, который ускорит процесс юридического оформления документов перевозчиков и поможет отслеживать передвижения грузов по всей территории страны.
«По аналогичной схеме Запад работает уже давно. Экспедиторы, управляющие грузовыми потоками, опираясь на такую информсистему, могут выстроить всю цепочку доставки грузов. Россия же предлагала западным коллегам некий «черный ящик», в котором отследить судьбу пересекшего границу груза было практически невозможно», – отметил первый вице-президент ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» Борис Кунин. В целом же, по его мнению, «будет внедрена система электронного информационного обмена между всеми участниками рынка и органами надзора на основе персональной ответственности за достоверность информации, подкрепленной электронной цифровой подписью». Судя по реакции самого рынка, компании-перевозчики давно ждали появления подобных технологий.
Как рассказал «Гудку» директор по связям с общественностью ООО «Транссибирский интермодальный сервис» Михаил Бузюк, без такой системы современную транспортную отрасль представить уже нельзя. «Сегодня технология автоматического считывания данных подвижного состава и контроля за ним, реализованная на основе глобального позиционирования (GPS) или напольного оборудования, является неотъемлемой частью комплексной системы управления грузовой, коммерческой и эксплуатационной работой железных дорог», – заявил он.
Согласны с господином Бузюком и в ОАО «Новая перевозочная компания». Начальник отдела информационного обеспечения ОАО Алексей Каторов в интервью «Гудку» сообщил: «Необходимость внедрения такой технологии назрела, и операторы готовы использовать сервисы, построенные на основе систем позиционирования, позволяющих автоматически фиксировать происходящее с подвижным составом».
При этом, по словам Алексея Каторова, система не только должна охватывать весь подвижной состав на сети дорог, но и быть защищена от нечистых на руку игроков транспортного рынка.
«Модель, наполнение системы не должны зависеть от бизнес-задач какой-либо структуры, а должны предоставлять базовые сервисы, гарантирующие высокую достоверность информации. Не должно быть никакой возможности изменять регламент, структуру информационных потоков с целью достижения тех или иных производственных показателей какой-либо организации», – уверен господин Каторов.
«ТрансТелеКом» обещает, что «транспортный Интернет» будет надежно защищен от недружественных проникновений.
Также компания не исключает, что в перспективе в разрабатываемую сейчас систему, прозванную специалистами «единым информационным окном России», может быть включен и создающийся сейчас новый вэб-портал ОАО «РЖД».
Этот портал, по задумке «Российских железных дорог», позволит организовать доступ к исчерпывающей информации, касающейся работы железнодорожного транспорта на всех участках и направлениях.
Кстати
Технология цифровой подписи, позволяющая идентифицировать личность подписавшегося без его личного присутствия, уже испытана в ОАО «РЖД». Как отметила заместитель начальника департамента корпоративной информатизации ОАО «РЖД» Надежда Давыденко, к концу 2006 года на сети дорог «будет введена централизованная система электронных подписей».
Справка «Гудка»
Создание новой информационно-аналитической системы планируется на базе эксплуатируемой компанией «ТрансТелеКом» крупнейшей в России волоконно-оптической сети связи протяженностью более 50 тыс. км. Сейчас «ТрансТелеКом» ведет переговоры с ОАО «РЖД» о создании портала www.telecomtrans.com, которому отводится роль единой точки доступа к «транспортному Интернету».Сейчас «ТрансТелеКом» завершил создание сети нового поколения DWDM протяженностью 22 425 км, пропускная способность которой в сотни раз выше традиционных линий связи. В планах развития сети предусматривается дальнейшее увеличение ее пропускной способности и расширение ее географии.