09-11-06 / 2006
Компания в СМИ
Гудок, 09.11.2006

Полувагонам нужна своя политика

Михаил Одайский, заместитель генерального директора ОАО «Новая перевозочная компания»:

– Дефицит полувагонов ощущается практически на всей сети российских железных дорог. Собственных полувагонов для обеспечения перевозок не хватает и ОАО «РЖД», и частным компаниям. В некоторых случаях они вынуждены делать сложный выбор между предложениями клиентов. В том числе и наша компания.

Причина повышенного спроса на полувагоны проста – они относятся к универсальному типу подвижного состава. Работать с ними очень удобно. Если цистерны обратно идут пустыми, то в случае с полувагонами можно выстроить логистику таким образом, что порожний пробег будет сведен к минимуму. Например, недавно на направлении Дальний Восток – Урал мы запустили проект по перевозке автомобилей в контейнерах. С одной стороны, предложили рынку новую услугу, с другой – решили для себя проблему обратной загрузки. Поэтому, как правило, полувагоны преобладают в парках крупных операторов. Соответственно, и потребность в них настолько высока, что производственных мощностей российских вагоностроительных заводов не хватает для ее удовлетворения.

Массовая практика заключения долгосрочных контрактов покупателей вагонов с заводами могла бы помочь решению этой проблемы. Тогда заводы получили бы постоянный приток средств и были бы заинтересованы в наращивании производства. Но операторы пока не готовы к таким контрактам в связи с большими сроками (порядка 10 лет) окупаемости подвижного состава. Кроме того, компании обременены лизинговыми платежами. Все это и является причиной того, что покупать новые вагоны большими партиями операторским компаниям невыгодно.

Инвестиционная привлекательность полувагонов зависит от множества факторов: направления перевозки (к примеру, перевозка металла с Урала на Дальний Восток выгоднее, чем на направлении Урал – черноморские порты), ее дальности, доходности груза, а также от того, сколько клиент готов платить за перевозку.

Поэтому стимулирование отечественного вагоностроения нужно начинать с операторов. Они должны быть заинтересованы в покупке нового подвижного состава. Я думаю, что в этой ситуации нужно повышать вагонную составляющую.