10-09-07 / 2007
Компания в СМИ
Гудок, 07.09.2007

Игра на «трубе»

Железные дороги эффективны при перевозках на расстояния свыше 500 км практически любых грузов. Кроме двух – сырой нефти и автомобилей. Нефть очень выгодно гнать по трубам, а в перевозках машин автотранспорт весьма силен даже тогда, когда расстояния перевозок значительно превышают не только 500, но и 1000 км.

«Перекачка нефти по трубопроводам обходится дешевле, чем перевозки по железной дороге, поэтому, естественно, конкурентоспособность трубы выше», – говорит генеральный директор ЗАО «ЮКОС-Транссервис» Игорь Асатуров.

«В то же время эти два вида транспорта могут дополнять друг друга. К примеру, сначала по трубе сырье идет до определенного пункта, а далее перевозится по железной дороге. По такому принципу планируется работа первого этапа ВСТО», – добавил он.

Игорь Асатуров подчеркнул, что железные дороги могут конкурировать с нефтепроводом на ряде направлений за счет спецставок, системы скидок. Например, у РЖД действуют специальные тарифы на перевозку в Китай, которые уменьшаются при увеличении объема грузов.

Генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» Валерий Шпаков отметил, что доля железных дорог в перевозках нефти неизбежно снижается. Если есть выбор, он всегда будет в пользу трубопровода. В то же время ряд нефтепродуктов традиционно перевозится в цистернах – мазут, нефтехимия, – поскольку не подлежит транспортировке по трубам.

Валерий Шпаков отметил, что в сфере перевозок нефтепродуктов автомобильный транспорт существенную конкуренцию «железке» составить не может. С его помощью перевозят незначительные объемы грузов и на небольшие расстояния – речь может идти о транспортировке с НПЗ на заправочные станции в пределах одного региона.

Технический директор ОАО «Дальневосточная транспортная группа» Ирина Чиганашкина считает, что только внутривидовая конкуренция привлечет новые грузы на наши железные дороги. «Сейчас крупные операторы строят свои терминалы. Например, на станции Забайкальск и «ТрансКонтейнер» реконструирует свой терминал, и ДВТГ строит новый объект, и «Евросиб». Может возникнуть вопрос: а зачем на одной станции нужны сразу три терминала? А за тем, чтобы мы все вместе могли конкурировать за клиента, стараясь предложить ему услуги более высокого качества и более доступные по цене. Тогда мы сможем конкурировать не только с автомобилистами, но и с морскими перевозчиками. Ведь и моряки тоже имеют свои слабости – те же штормы, например, когда какие-то участки их маршрутов могут быть закрыты. Поэтому, повышая качество услуг, мы сможем все вместе – операторы, дочерние компании РЖД – составить конкуренцию морским маршрутам и взять их груз.

Директор по маркетингу и стратегическому планированию компании «РейлТрансАвто» Екатерина Кульбака отметила, что перевозки автомобилей железнодорожным транспортом конкурентоспособны на расстоянии свыше 2 тыс. км. Более короткие невыгодны из-за высоких тарифов, а также неразвитости терминальной инфраструктуры.

«Есть большое количество маршрутов, которые мы из-за этих причин пока не можем освоить. Например, перевозки между Санкт-Петербургом и Москвой. Чтобы решить эту проблему, мы собираемся создавать терминальную сеть по всей стране. Потому что для конкурентоспособной железнодорожной отправки важно, чтобы были места погрузки и выгрузки автомобилей, а также места их хранения, приближенные к грузополучателю. Это позволит нам стать конкурентоспособными на расстояниях от тысячи километров», – добавила она.

Директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев заявил, что железнодорожники, для того чтобы добиться успеха, должны прежде всего обеспечить грамотную логистику. «Взять ту же перевозку автомобилей, например на маршруте Санкт-Петербург – Москва. Объемы здесь таковы, что железнодорожники могли бы очень хорошо зарабатывать. Но ни в Петербурге, ни в Москве нет железнодорожных терминалов, специализированных под работу с автомобилями. Это значит, что дилерам удобнее взаимодействовать с автоперевозчиками. Создание же соответствующей разгрузочной и распределительной инфраструктуры могло бы существенно повлиять на ситуацию на рынке. Недаром мы видим такое внимание РЖД к Усть-Луге. Именно здесь можно создать предпосылки для того, чтобы серьезно потеснить автоперевозчиков», – подчеркнул он.