09-07-07 / 2007
Компания в СМИ
Гудок, 06.07.2007

Оператор – статус неопределенный

Стелла Волошина, начальник юридического департамента

ОАО «Новая перевозочная компания»: – Правовое регулирование экспедиторской деятельности в Гражданском кодексе недостаточно полно. Вместе с тем в статье 801 содержится ссылка на принятие в будущем специального закона, который содержал бы более подробные нормы. Но закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в июне 2003 года был принят, а нерешенных проблем для сторон договора транспортной экспедиции осталось достаточно много.

Например, в первом абзаце пункта 1 статьи кодекса в качестве клиента по договору транспортной экспедиции называют грузоотправителя или грузополучателя. Это, а также недостаточно четкое определение оказываемых экспедитором услуг вызывает проблемы при квалификации договоров.

Судебно-арбитражная практика по данному вопросу противоречива в подходах к квалификации отношений сторон, рассматривая их как смешанные, с элементами аренды, перевозки (в зависимости от содержания договора). Подобная неоднозначность влечет за собой нежелательные последствия налогового, гражданско-правового характера.

Так, если суд приходит к выводу о том, что договор является смешанным или «нетипичным» договором транспортной экспедиции, к отношениям сторон применяется общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса, в случае квалификации документа как договора транспортной экспедиции – годичный срок исковой давности, установленный специальной нормой – статьей 13 закона. Правила транспортно-экспедиторской деятельности также оставили немало вопросов, в частности в связи с применением положений о расписке, которая выдается клиенту при приеме груза и предоставляет последнему право владения им до момента передачи клиенту или указанному им грузополучателю. Что касается законодательного регулирования операторской деятельности, то законом «О железнодорожном транспорте» определено понятие «оператора железнодорожного подвижного состава», а также установлены основные требования к ним, в то же время отсутствует как таковое понятие «деятельность оператора железнодорожного подвижного состава». Законодательная неурегулированность данного института обусловила неопределенность правового статуса оператора и отсутствие какого-либо правового, экономического результата от его введения.