05-06-09 / 2009
Компания в СМИ
Гудок, 05.06.2009

Штрафной прогресс

Идея о жёсткой системе оплаты за простой порожняка одобрена Минтрансом

Минтранс поддержал инициативу ОАО «РЖД» и предложил ввести прогрессивную шкалу штрафов за простой порожних вагонов на путях общего пользования.

Как заявил на недавнем заседании совета Росжелдора заместитель министра транспорта Андрей Недосеков, «станции переполнены и перестают выполнять свои функции». «На станциях Партизанск и Находка свободными оказались только главные пути. Всё остальное забито порожним подвижным составом. А в порту простаивали грузы, предназначенные к отправке», – привёл он пример и предположил, что операторы специально придерживают свои вагоны в ожидании выгодных грузов.

«У нас есть поручение министра решить эту задачу», – заявил Андрей Недосеков. В частности, ведомство предлагает ввести прогрессивную шкалу сборов за отстой вагонов на путях РЖД. Сумма штрафа будет увеличиваться в зависимости от времени простоя. Эта система уже разрабатывается в Минтрансе.

В департаменте управления перевозками ОАО «РЖД» «Гудку» сообщили, что по состоянию на 4 июня на путях компании свыше 20 суток простаивало более 105 тыс. частных порожних вагонов. Вагоны осложняют эксплуатационную работу дорог, наиболее остро эта проблема проявляется на припортовых станциях.

«Пытаясь сократить порожний пробег, собственники и операторы подвижного состава «бросают» свои вагоны и ждут попутного груза», – считают в департаменте. ОАО «РЖД» неоднократно обращалось в Минтранс с просьбой о введении мер, делающих невыгодным неэффективное использование железнодорожной инфраструктуры: плата за простой должна формироваться в зависимости от количества вагонов и времени отстоя.

Введение прогрессивной шкалы сборов действительно стало бы эффективной мерой воздействия на собственников вагонов, полагает генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (входит в Группу Globaltrans) Валерий Шпаков. Однако величина штрафа должна утверждаться федеральным органом.

Глава НПК пояснил, что у компании нет такой проблемы, поскольку большая часть порожних вагонов адресуется под следующую погрузку, а остальные отправляются на более дальние расстояния или же ожидают погрузку на основании договоров отстоя с собственниками подъездных путей или ОАО «РЖД». «В нашей компании работает круглосуточный диспетчерский центр, а обширная филиальная сеть позволяет оперативно взаимодействовать со структурными подразделениями ОАО «РЖД» в регионах», – добавил Валерий Шпаков.

ОАО «РЖД», в свою очередь, работает над созданием единой информационной системы управления частным парком, проект которой вскоре будет рассмотрен на научно-техническом совете компании.

«У ОАО «РЖД» большая клиентская база, поэтому компания может эффективно использовать вагоны, принадлежащие другим компаниям», – полагает технический директор Дальневосточной транспортной группы Ирина Чиганашкина. «Сейчас, когда перевозки значительно упали, как раз можно отработать схемы взаимодействия», – добавляет она.

Президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик отмечает, что ситуация на железных дорогах сложилась «безобразная» – простои вагонов, порожний пробег, встречные перевозки. Вместе с тем он отметил, что предлагаемая мера в условиях кризиса «весьма неприятна» для собственников вагонов, учитывая их сложное финансовое положение, вызванное снижением грузоперевозок.