05-06-07 / 2007
Компания в СМИ
Гудок, 05.06.2007

«Нитки» графика могут стать предметом торгов

Александр Елисеев, председатель совета директоров ОАО «Новая перевозочная компания»:

– На ближайшие 3 – 5 лет одним из наиболее серьезных рисков рынка железнодорожных перевозок в нашей стране станет дефицит локомотивов. Для полной ликвидации проблемы частный капитал должен иметь возможность так же активно инвестировать в локомотивы, как сейчас он инвестирует в обновление своего вагонного парка.

Уже накоплен положительный опыт. Всего за несколько лет, с 2002 года, усилиями частных компаний проблема дефицита вагонного парка была решена.

Частные игроки рынка железнодорожных перевозок постепенно из операторов вагонного парка должны превращаться в операторов собственных поездных формирований. Но для такого превращения нужно решить две принципиальные задачи. Первая – обеспечение разрешительного порядка доступа формирований, состоящих из собственных локомотивов и вагонов, ко всем участкам железных дорог, где нет ограничений по пропускной способности инфраструктуры. На участках, где такие ограничения имеются, есть смысл ввести порядок распределения пропускной способности путем продажи «ниток» графика на торгах.

Я считаю, что необходимо тарифицировать услуги ОАО «РЖД», необходимые для работы с собственными поездными формированиями, на базе реальной себестоимости с установленными нормами рентабельности.

К сожалению, в действующей тарифной системе плата за использование собственного подвижного состава взимается путем предоставления скидки с полного тарифа на перевозки. То есть за счет вычитания вагонной и локомотивной составляющих. Однако плата за перевозки полными поездными формированиями рассчитывается не на базе реальной себестоимости данной перевозки с определенным уровнем рентабельности, а путем вычитания экономии ОАО «РЖД», образующейся в результате использования парка собственников. В результате в тариф включаются все расходы ОАО «РЖД»: социальные, на содержание малодеятельных линий, резервных мощностей. Мы, как собственники поездных формирований, будем нести двойную нагрузку. Например, выполняя социальные обязательства перед своими работниками и одновременно оплачивая часть расходов в данной сфере ОАО «РЖД».