01-07-08 / 2008
Компания в СМИ
Гудок, 01.07.2008

У магистрали появился новый инструмент в борьбе за грузы

Рост цен на топливо, продолжающийся практически без остановки уже почти десятилетие, единодушно признаётся экономистами всего мира одним из главных факторов, способных серьёзно затруднить развитие промышленности и торговли во всём мире. Однако для Транссибирской магистрали повышение цен может стать дополнительным рычагом усиления конкурентоспособности по отношению к океанским маршрутам доставки грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу.

По данным издания «Argus Российский мазут», основной вид судового топлива – малосернистый бункерный мазут HSFO-380 – в Роттердаме и Сингапуре 24 июня 2008 года стоил $670 за тонну. Если учесть, что контейнеровоз на маршруте от Шанхая до Роттердама тратит до тысячи тонн мазута, будет ясно, что топливная составляющая в цене товара при океанской перевозке весьма существенна.

Заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Столяров заявил «Гудку», что растущие цены на горючее объективно делают Транссиб более привлекательным маршрутом доставки. Он подчеркнул, что в случае использования электроэнергии возрастает конкурентоспособность железных дорог по сравнению с транспортными средствами, которые используют углеводородное топливо.

«Конечно, рост цен на топливо не может не сказаться и на Транссибе. Косвенно он бьёт по нему ростом цен на оборудование, на металл, на автоперевозки, осуществляемые для нужд самих предприятий Транссиба. Другое дело, что и морские перевозчики также испытывают на себе аналогичное ценовое воздействие», – добавил Сергей Столяров.

При этом он заявил, что возможность некоторого снижения транспортной составляющей в цене груза при его перевозках по электрифицированным железным дорогам по сравнению с океанскими доставками – это лишь один из многих инструментов повышения конкурентоспособности наших транзитных маршрутов. Сам по себе он вряд ли сможет оказать принципиальное воздействие на грузоотправителей, по крайней мере, в обозримой перспективе, добавил представитель ОАО «РЖД».

«Он «сыграет» лишь тогда, когда вместе с этим фактором мы сможем предоставить клиенту качественный технологичный перевозочный сервис, высокие скорости доставки, стабильность условий, привлекательные тарифы. Пока практически по каждому из этих параметров время от времени на Транссибе могут возникать определённые проблемы. Мы научились в сжатые сроки проводить поезда от Находки до Бреста, но пока это лишь демонстрационные рейсы. Понятно, что в такой ситуации одна лишь цена на топливо вряд ли станет причиной массового перехода грузовладельцев на железнодорожные маршруты», – добавил он.

Генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» Валерий Шпаков рассказал, что, по прогнозам компании, соотношение объёмов перевозок на океанских маршрутах (deep-sea) и железной дороге может измениться в ближайшем будущем. Прежде всего можно ожидать роста контейнерных перевозок из стран АТР, который уже сейчас сопровождается развитием транспортной и логистической инфраструктуры. «Рост цен на горючее, действительно, может стать одним из факторов повышения конкурентоспособности Транссибирского маршрута по сравнению с доставкой контейнеров в Европу морским транспортом. Морской транспорт больше зависит от цен на топливо, чем железнодорожный, тем более что значительная часть Транссибирской магистрали электрифицирована», – сказал эксперт.

Аналитик по нефтяному рынку агентства Reuters Александр Ершов отметил, что если говорить о макроэкономических факторах, то рост затрат на транспортировку для производителей вряд ли станет ключевым фактором локализации производств. Он напомнил, что в западных странах также растёт инфляция, а значит, необходимо увеличивать заработную плату.

«Ещё неизвестно, стоит ли игра в локализацию свеч. По-моему, пока вряд ли, даже при растущих ценах на топливо», – полагает эксперт.

Для многих дорогостоящих товаров рост цен на них в последние годы, наоборот, открыл новые рынки – ведь доля транспортных затрат в их конечной цене сократилась, отмечает Александр Ершов. В числе этих товаров – сама нефть и нефтепродукты. Если говорить о морской транспортировке, то при цене добываемой в России нефти марки Urals $130 за баррель доля затрат на фрахт – около $10 – намного менее заметна, чем при недавней цене нефти $60.