23-01-12 / 2012
Новости отрасли
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев о работе железнодорожной отрасли в Кузбасском регионе

Кузбасс - самый "грузовой" регион России. Чтобы оценить масштабы грузоперевозок, достаточно привести одну только цифру: Кемеровская область даёт пости 20% всей сетевой погрузки. О возникающих в связи с этим проблемах и о социально-экономических проектах Кузбасса рассказал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

- Аман Гумирович, как вы оцениваете работу железнодорожного транспорта с учетом его реформирования и состояние грузовых перевозок?

- К сожалению, в последние годы возникают проблемы с вывозом топлива по железной дороге летом и осенью. Прежде всего это проблемы с подвижным составом.

Несколько лет мы воюем с мелкими частными операторами.

Основной принцип управления порожними вагонами, когда они были в составе ОАО "РЖД", исходил из их оперативной отправки на ближайшую станцию погрузки. Такой подход сводил к минимуму порожние пробеги и простой и обеспечивал наилучшее использование парка.

Однако после реформы вагоны перешли в управление частников. А они отправляют порожняк на такую станцию, где доходы от перевозки окупят потенциальные перепробеги и дадут прибыль. Если выгодно стоять вагонам в ожидании груза - они стоят, если выгодно проезжать мимо станции, на которой есть низкодоходный невыгодный груз, - они проедут.

Инфраструктура оказалась не готова к скоплению огромного количества простаивающих вагонов и встречному порожняку.

Она строилась по иному принципу. Так, в результате реформы мы потеряли возможность как-то влиять на движение частных порожних вагонов, а также на их простои на станциях. - Как решить проблему?

- Усовершенствовать нормативную базу с четкой позицией: на каждой станции должно быть определенное количество собственников.

И хорошо бы, чтобы всеми частными перевозчиками управлял единый диспетчерский центр, созданный на базе ОАО "РЖД". Только тогда будет решена проблема нехватки вагонов.

Важно, чтобы единый центр был ориентирован в первую очередь на технологию, а потом уже на прибыль. Это даст возможность не только обеспечивать выгодных клиентов углем, металлом, другими грузами, но и удовлетворить внутренний спрос предприятий ЖКХ.

Осенью минувшего года я обратился в Правительство России с просьбой усовершенствовать нормативную базу.

- И какова реакция?

- В октябре 2011 года Минтранс по нашей просьбе и по инициативе ОАО "РЖД" внес очень важные изменения и дополнения в документы, согласно которым перевозчик сможет привлечь под свое управление дочерние компании и других собственников.

Это даст возможность железнодорожникам сформировать свой пул вагонов в количестве 200-250 тыс. единиц.

Таким образом, в случае их нехватки в Кузбассе не придется ждать частных перевозчиков, а можно будет использовать собственный парк для вывоза топлива потребителям. Это хорошая подушка безопасности.

Очень важно, что в конце минувшего года была разработана система региональных координационных советов, куда входят руководители органов власти, железных дорог, дочерних обществ, операторских компаний, грузовладельцев и другие участники перевозочного процесса. Это даст нам возможность прямо на месте эффективно решать проблемы.

- За счет чего удалось снять напряжение с нехваткой полувагонов минувшей осенью?

- Благодаря грамотной технологии оборота подвижного состава. Дорога сконцентрировала формирование составов в организованные маршруты по единой станции Входная.

Входная - это западные ворота нашей дороги. Именно туда приходит весь порожняк из Европы, и там же формируются составы собственников для большинства погрузочных станций Кузбасса.

Так вот, каждый маршрут здесь четко формируют под конкретного грузоотправителя.

Это позволило углепогрузочным станциям подавать порожняк сразу же на разрез или шахту, не теряя ни одной минуты на маневры. Поезд грузится и тут же выходит на магистраль.

Именно ускорение подачи порожняка угольщикам и привело к хорошему обороту вагонов, соответственно, к увеличению погрузки. Такое целевое обеспечение станций подвижным составом - одна из главных действенных мер, разработанных дорогой для решения недавней проблемы.

- Ежегодно к Дню железнодорожника одну из станций Кузбасса приводят в порядок на паритетных началах администрация и дорога. Насколько это выгодно области?

- Стало традицией приводить в порядок территории области, где проходят профессиональные праздники. Это День шахтера, День металлурга, День железнодорожника, День работников сельского хозяйства.

Так, к Дню железнодорожника мы реконструируем станции, инфраструктуру, прилегающую территорию. Все это мы делаем совместно с ЗСЖД.

Железнодорожную инфраструктуру приводит в порядок магистраль - реконструирует станцию под ключ: пути, контактную сеть, здание вокзала, станционные помещения.

А прилегающую территорию - привокзальную площадь, переселение жильцов из ветхого жилья - берет на себя бюджет города, где находится станция, и администрация Кузбасса.

За несколько лет мы привели в порядок такие крупные станции, как Кемерово, Прокопьевск, Тайга, Калтан, Малиновка, Юрга, Промышленная, Анжерская и другие.

Почти все вокзалы в Кузбассе капитально отремонтированы, отреставрированы. А в ближайшие несколько лет в регионе вообще не останется ни одного старого вокзала. В Новокузнецке, к примеру, сейчас начали реконструкцию сразу двух вокзалов - основного и пригородного. Это будет современнейший комплекс, способный ежесуточно обслуживать до 7 тыс. пассажиров.

- Каковы перспективы передачи привокзальных площадей в аренду дороге?

- Не вижу тут смысла. Это городская территория, которую в состоянии содержать и охранять муниципалитеты. У них это здорово получается.

- Какова социально-эко но мичес кая ситуация в Кузбассе в целом?

- Валовой региональный продукт по итогам 2011 года прирос у нас на 5,5%. Это больше, чем в целом по России (4,1%).

Объем промышленного производства увеличился на 4%.

Средняя зарплата в целом по Кузбассу за последний год выросла на 14% и составила 20,6 тыс. руб. Но в результате проводимой соцполитики за счет утвержденных льгот в реальности эта цифра значительно выше. В среднем каждая кузбасская семья имеет дополнительно по 17,7 тыс. руб. в год.

Радует, что уже четвертый год подряд в Кузбассе рождается более 36 тыс. малышей, за счет чего средняя продолжительность жизни увеличилась за год до 65,5 года (в 2010 году - 65,4 года). И еще: более 10 лет у нас положительный миграционный прирост. С 2001 по 2011 год в Кузбасс на постоянное место жительства переехали 38 тыс.

человек.

- Аман Гумирович, вы один из самых эффективных губернаторов. Удалось ли сделать прорыв в прошлом году, чего ждать в наступившем?

- Начнем с нашей главной, угольной отрасли. В прошлом году установлен рекорд по сумме инвестиций в ее развитие. Они составили 55,5 млрд руб., что на 11% больше, чем в 2010 году. Мировая практика показывает: для активного развития угледобычи необходимо в каждую тонну угля инвестировать $13-15. У нас в Кузбассе сейчас в одну тонну угля вкладывается $10. То есть по инвестициям мы в этом году впервые приближаемся к мировому уровню.

В 2010 году мы ввели четыре новых угольных предприятия.

Закупили высокопроизводительное оборудование. На Бачатском разрезе компании "Кузбассразрезуголь" введен уникальный экскаватор. Ковш - 35 кубов, это почти вагон.

Только один такой экскаватор даст прирост по добыче порядка 1 млн тонн угля в год.

Из 55,5 млрд руб., которые будут инвестированы в угольную отрасль, 80% пойдут на техперевооружение. В 2011 году наши угольщики выдали более 192 млн тонн топлива. Это рекорд Кузбасса.

Есть прорыв и в металлургии.

В прошлом году мы объединили два крупнейших металлургических комбината НКМК и "Запсиб" в единое предприятие "Евраз ЗСМК". Это позволило увеличить вложения в модернизацию. Благодаря объединению гигантов мы начали реализацию двух крупных проектов.

Первый - завершение реконструкции рельсобалочного цеха для производства 100-метровых суперсовременных железнодорожных рельсов высшего уровня. С пуском цеха в конце 2012 - начале 2013 года комбинат станет монополистом по этому виду продукции в России.

Второй проект - перевод доменных печей на более экономичное пылеугольное топливо вместо дорогостоящих природного газа и кокса. Это серьезно снизит издержки производства и себестоимость чугуна - в среднем на 5%.

Отлично развивается новая для Кузбасса отрасль - нефтехимия. Всего в ее развитие в 2011 году вложено 7 млрд руб. Сейчас строим наш главный объект - Яйский НПЗ, который станет крупнейшим в Сибири. Его проектная мощность - 3 млн тонн нефти в год. А стоимость проекта - 57 млрд руб. С вводом завода в 2013 году полностью закроем наши потребности в ГСМ, которые сейчас завозим в Кузбасс из других регионов.

А это почти 2 млн тонн в год.

Пуск завода позволит нам сдерживать рост цен на бензин. Сегодня цена Аи-92 в Кузбассе самая низкая в России - 22,2 руб. за литр.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.01.12Подушка безопасности