16-04-21 / 2021
Новости отрасли
ГТЛК не будет забирать грузовые вагоны у группы ВЭБ - глава лизинговой компании

Реорганизация в рамках реформы институтов развития не предполагает перевода грузовых вагонов со структуры ВЭБ.РФ - АО "ВЭБ-Лизинг" - на ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК).

"Как отражено в "дорожной карте", часть активов ВЭБ оставляет себе, в том числе вагоны", - сообщил на брифинге глава ГТЛК Евгений Дитрих.

О планируемом перераспределении активов между ВЭБом и "Государственной транспортной лизинговой компанией" в рамках реформы институтов развития в конце 2020 г. говорил первый зампред ВЭБа Николай Цехомский. В числе прочего топ-менеджер сообщал, что ГТЛК получит и железнодорожный подвижной состав. "Мы, в принципе, уже сейчас перестали приобретать новые вагоны и выходим из этой отрасли", - заявлял он.

Между тем, сам ВЭБ в конце 2019 г. объявил о планах передачи всех своих грузовых вагонов (около 40 тыс.) в лизинг или в собственность совместному предприятию с ПАО "ТрансФин-М" (MOEX: TRFM) (ТФМ) Алексея Тайчера и его партнеров - ООО "Атлант" (у ТФМ - 75%, у финансовой государственной корпорации - 25%).

"В результате (СП - ИФ) получит в управление порядка 75 тыс. вагонов. Таким образом, на рынке подвижного состава появится еще один крупный железнодорожный оператор", - отмечали стороны. Сейчас у "Атланта", по данным его сайта, 60,4 тыс. вагонов, в том числе 34,6 тыс. полувагонов, 13,2 тыс. цистерн, 7,8 тыс. крытых вагонов, по 2,4 тыс. платформ и хопперов.

В парке "Государственной транспортной лизинговой компании", согласно ее презентации, по состоянию на 1 января 2021 г. было 99 тыс. грузовых вагонов, в том числе 18 тыс. обычных (с осевой нагрузкой 23,5 тс) полувагонов и 58 тыс. - с повышенной грузоподъемностью (25 тс), 10 тыс. хопперов, 8 тыс. платформ и 4 тыс. крытых вагонов. Из этого числа 94,5 тыс. было передано в лизинг или аренду. Доля ГТЛК в общем парке вагонов в РФ составляла примерно 8%.

В ходе брифинга Дитрих отметил, что текущий профицит подвижного состава на железнодорожной сети РФ негативно влияет на ставку доходности. В то же время топ-менеджер указал и на позитивные факторы: "В 2021 г. экспортный спрос на грузы увеличился, в том числе на уголь. В конце 2020 г. по ряду клиентов ГТЛК наблюдались простои полувагонов, а в начале 2021 г. существенная доля этих вагонов задействована, по большинству видов грузов за I квартал - рост по перевозкам в пределах 3-7%, что существенно влияет на увеличение ставки доходности", - сказал он.

Дитрих также сообщил, что в портфеле ГТЛК дефолтов по железнодорожному лизинговому портфелю компании почти нет. С учетом профицита подвижного состава на ж/д сети "демпфером", по его словам, выступает и профильная "дочка" ГТЛК - "ГТЛК-1520", которая развивает направление операционной аренды.

При этом она "не планирует заниматься оперированием, поскольку существуют рыночные операторы, и конкурировать с ними - не задача компании", отметил топ-менеджер. "Принцип операционной аренды соответствует концепции шеринговой экономики, когда актив, который не вполне эффективно используется одним контрагентом, передается другому, более эффективному", - заявил он.

ГТЛК поставляет в лизинг технику и оборудование для авиационных, транспортных компаний и предприятий других отраслей. Единственный акционер компании - РФ, управление осуществляет министерство транспорта РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс16.04.2021