24-02-15 / 2015
Новости отрасли
Грядут перемены

Железнодорожники, операторы, грузоотправители и представители субъектов РФ обсудили перспективы отправления грузов и законодательные новшества, которые вступят в силу с 1 апреля 2015 года.

На ЮВЖД создается рабочая группа, которая рассмотрит нюансы деятельности в новых условиях. Конструктивный диалог состоялся в рамках заседания Центрального межрегионального координационного совета, участие в котором приняли представители Юго-Восточной и Московской железных дорог.

Слаженная работа

Вначале участники совета подвели итоги работы магистралей за первый месяц года, рассмотрели ожидаемые объемы погрузки в феврале, а также обсудили меры по привлечению дополнительных объемов грузов на железнодорожный транспорт.

По мнению железнодорожников, выполнение плана 2015 года будет весьма напряженным, что связано со сложными экономическими условиями.– В этой связи важна работа межрегионального координационного совета, слаженная деятельность участников которого в прошлом году позволила добиться позитивных результатов, – подчеркнул начальник МЖД Владимир Молдавер.

Солидарен с коллегой и начальник ЮВЖД Анатолий Володько, по словам которого, взаимодействие по стыкам с МЖД в 2014-м было «близким к идеальному». Аналогичная ситуация складывается и в текущем году.Хорошую погрузку показали юговосточники в первом месяце года: 106,5 % к плану и 107,8 % к 2014-му. По результатам января прошлогодние объемы погрузки увеличили 10 железных дорог, среди которых Юго-Восточная, Красноярская, Горьковская и другие. Повысили объемы погрузки комбинаты – Стойленский горно-обогатительный, Новолипецкий металлургический и Оскольский электрометаллургический. А вот по строительным грузам, промышленному сырью, гранулированным шлакам и цементу погрузка в прошлом месяце ушла в минус.

Портовый вопрос

Общая проблема у юговосточников и московских железнодорожников – отправление грузов на Северо-Кавказскую магистраль, в адрес портов Азово-Черноморского бассейна.

Так, по словам начальника Юго-Восточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Александра Трегубова, несмотря на то, что в январе-феврале текущего года технический план погрузки выполняется, грузовую базу в полном объеме освоить не удастся – в первую очередь, из-за неудовлетворительной организации работы портов.

Для Юго-Восточной вывоз продукции назначением на Северо-Кавказскую магистраль всегда был актуальным; речь идет о черных металлах, дизтопливе, зерне, в первую очередь, в адрес порта Новороссийск. Несмотря на то, что на дороге имеются возможности для освоения потенциальной грузовой базы, в прошлом году в порт Новороссийск не догрузили около трех млн тонн. Такая же картина наблюдалась в январе 2015-го.

– Более того, ожидаемые потери в феврале по освоению потенциальной грузовой базы составят, по прогнозам, 200 тысяч тонн грузов, – заявил Александр Трегубов.

Дорога принимает меры для стабилизации ситуации, среди которых – заключение договоров на увеличение сроков доставки грузов; перевозки грузов по расписанию (договоры с ОЭМК и НЛМК); формирование НЛМК составов с черным металлом с подбором вагонов по районам выгрузки, что позволяет исключить дополнительную маневровую работу, которая производится на подходах к порту.

Тарифный коридор

Свои замечания высказали грузовладельцы.

– Лихорадят конвенционные запрещения рынок зерна, – признался начальник управления логистики ОАО «Русский Дом» Андрей Гвоздев. – В текущем зерновому году (он длится с 1 июля по 1 июня) мы погрузили 367 тысяч тонн зерна, могли бы и больше, если бы не помешало введение запрета на погрузку в порты Новороссийска и Туапсе. Из-за этого только в октябре не догрузили 60 тысяч тонн продукции.

По словам Андрея Гвоздева, сегодня в компании зерна в адрес портов нет, зато на внутреннем рынке перевозок ожидается оживление. При этом представитель грузоотправителя не исключил возможности ухода части грузов на автотранспорт.

В этой связи Владимир Молдавер предложил использовать возможности тарифного коридора (изменение тарифного коэффициента в сторону понижения или повышения) в местном сообщении. Понятно, что решение о снижении тарифа не может быть принято в одночасье, и направлено, прежде всего, на стимулирование роста грузоперевозок, обеспечение гарантированного объема грузов, повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Пока что речь идет о создании рабочей группы в рамках совета, которая займется этим вопросом.

Революционное решение

Пожалуй, главной темой в диалоге деловых партнеров стало обсуждение нюансов работы с 1 апреля текущего года, когда вступит в силу Федеральный закон № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Изменения в законодательстве, в частности, предусматривают введение платы за простой вагонов, что должно усилить ответственность пользователей услуг железнодорожной инфраструктуры.

– На сегодняшний день на транспортном рынке отсутствуют четкие требования к операторам подвижного состава, – высказал свое мнение и.о. начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Московской дирекции управления движением Антон Маркин. – В результате пути общего пользования превращаются в бесплатные парковочные места.

– Думаю, что когда закон вступит в силу, в компании произойдут революционные преобразования, – считает начальник ЮВЖД Анатолий Володько.

При этом Анатолий Иванович подчеркнул, что «при всей кажущейся простоте вопрос очень сложный». К примеру, железнодорожники приняли у Первой грузовой компании 1300 вагонов по заявке формы ГУ-12, но Западно-Сибирская магистраль не принимает их. Разве юговосточники вправе в такой ситуации предъявлять ПГК плату за занятие инфраструктуры?

Чтобы избежать разного рода юридических недоразумений в ходе выполнения этого закона, в ОАО «РЖД» сформирована специальная комиссия, которая занимается данным вопросом. Аналогичная рабочая группа создается и на Юго-Восточной магистрали: в ее состав входят все причастные структуры, в том числе и юридическая служба, возглавит группу первый заместитель начальника ЮВЖД Евгений Васин. Как заявил 16 февраля на планерном совещании начальник ЮВЖД, рабочая группа будет собираться для обсуждения вопросов еженедельно.

Между тем, уже сегодня, как заметил начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Юго-Восточной дирекции управления движением Сергей Федченко, дорога заключила 59 договоров на отстой подвижного состава. Работа по внесению изменений в договоры уже началась, с начальниками станций проводятся технические занятия по работе в новых условиях.

Впрочем, вопросы остаются…

Например, по словам Сергея Федченко, зачастую отсутствует механизм реализации уведомления: «при этом собственник подвижного состава не заинтересован в уведомлении, поскольку с этого момента наступает его ответственность». Все эти нюансы предстоит рассмотреть рабочей группе.Высказались и представители операторов. Так, директор Воронежского филиала ОАО «Федеральная грузовая компания» Александр Бавыка считает:

– Наступает взаимная, а не односторонняя ответственность, как это было прежде, всех участников перевозочного процесса. Считаю, что нам всем надо тщательно изучить новый закон. Думаю, с крупными операторами подвижного состава РЖД будет куда проще работать в новых условиях, нежели с мелкими (а их порядка 1800 на сети).

Начальник Юго-Восточной дирекции управления движением Вадим Серов уверен:

– Прежде всего, дирекция управления движением взваливает на себя колоссальную ответственность за продвижение каждого состава с любым грузом. Причем, не только за продвижение, но и за правильность оформления документов. В новых условиях должны быть готовы работать начальники станций.

В целом же, по мнению специалистов, принятие изменений, предусмотренных в законе, позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Вперёд24.02.2015