04-02-13 / 2013
Новости отрасли
Грядущая конъюнктура на рынке грузовых перевозок оптимизма не вызывает

Итоги погрузки на сети РЖД в январе оказались несколько лучше предварительных прогнозов, сделанных в начале месяца (речь шла о снижении на 7% к уровню прошлого года). Но даже сокращение на 6,2% не радует. По мнению экспертов, перспективы улучшения ситуации в ближайшее время также неочевидны.

Впрочем, необходимо отметить, что если внимательно посмотреть на показатели начала прошлого года, то итоги января 2013-го не выглядят столь пугающе. Первый месяц прошлого года был явно сверхрезультативным для ОАО "РЖД": плюс 4,8% к уровню предыдущего, в то время как по итогам года рост составил лишь 2,4%. Это произошло во многом благодаря уникальной комбинации факторов. В частности, причиной взлета перевозок зерна (+72,2%) стала отмена моратория на экспорт, и в нынешнем году на повторение подобного рекорда рассчитывать не приходилось. По итогам января данная номенклатура ушла в минус на 58%, тем не менее перевезенные 700 тыс. тонн, учитывая не вполне удачное завершение страды, можно считать хорошим показателем. Нетипичный для января рост в начале 2012-го был отмечен и по ряду других номенклатур: цементу (+20,9%), строительным грузам (+27,7%), грузам в контейнерах (+16,1%).

Что касается двух первых номенклатур, то здесь результаты были предопределены комбинацией отложенного спроса и негативных ожиданий: практически весь 2011-й из-за проблем с организацией перемещения вагонов потребители испытывали трудности. Ощутимые изменения к лучшему наступили лишь в конце ноября - начале декабря. На фоне неясных перспектив в отношении обстановки на 2012 год многие предприятия не прекращали работать даже в новогодние праздники, сместив тем самым начало периода активных отгрузок с марта на январь.

Всплеск перевозок продуцировали и активные действия ряда отраслевых структур исполнительной власти. Так, на Урале в рамках проекта "Зимний завоз" территориальные подразделения Росавтодора провели тендеры на выполнение строительных работ уже в конце декабря, что дало возможность победителям оперативно сформировать заказы и заключить договоры поставки. Благодаря этому отгрузка по некоторым предприятиям в январе оказалась соизмерима с объемами III квартала 2011-го. Сейчас же ситуация иная. По словам начальника отдела внешних отгрузок ОАО "Урал асбест" Олега Мишанихина, "Зимний завоз-2013" не стал реальностью, и когда теперь оживятся клиенты, сказать сложно.

Впрочем, в целом по стране ситуация также неопределенна. Грузоотправители отмечают, что систему бюджетного финансирования начало лихорадить еще весной прошлого года и во многом рост перевозок в 2012-м обусловлен некими инерционными факторами. При этом ряд специалистов полагает, что нисходящий тренд минувшего года по строительным материалам имеет все шансы продолжиться и в текущем. Во всяком случае итоги января (-18,3%, до 9,7 млн тонн) этот прогноз подтверждают. "На фоне снижения спроса уменьшились цены на нерудные материалы. Многие потребители и трейдеры использовали этот период для формирования товарных запасов в ожидании активизации рынка. Можно сказать, что ощутимая часть перевозок для нужд текущего года уже выполнена в прошлом. Если не произойдет каких-то радикальных изменений, то отрасль столкнется с серьезным сокращением поставок даже после начала сезонных работ", - считает начальник департамента логистики ОАО "Национальная нерудная компания" Алексей Лабырин.

Аналогичная тенденция наблюдается и по цементу с поправкой на то, что в силу свойств груза накапливать обширные товарные запасы на зиму не вполне рационально и динамика закупок здесь более чутко реагирует на изменение реального потребления. Январь не рассеял этих опасений (-10,7%, до 1,6 млн тонн). Если на строительном рынке трудности связаны в основном с внутренними факторами, то с другими грузами, дающими львиную долю погрузки, все сложнее. К примеру, неоднозначная ситуация складывается с перевозками каменного угля. "Успехи российских угольщиков за последние десятилетия объясняются в основном благоприятной конъюнктурой мировых рынков, - отмечает руководитель департамента исследований ТЭК ИПЕМ Александр Григорьев. Но, похоже, точка насыщения уже достигнута. Аналитики прогнозируют снижение закупок угля странами Евросоюза в 2013 году на 1,2% (до 171 млн тонн). В отношении другого крупнейшего импортера - КНР - наблюдается серьезный разброс мнений, однако большинство экспертов все-таки склоняется к тому, что даже сохранение прежних объемов будет большой удачей.

При этом изрядную ложку дегтя добавляет оценка перспектив конкурентоспособности российских угольщиков в ценовом диапазоне. Так, согласно очень оптимистичным прогнозам аналитиков банка Barclays, средняя цена на уголь в 2013-м составит $95 за тонну (в 2012 году - $103,15). В связи с этим напомним, что уже при уровне в $110 за тонну представители угольного комплекса обращались в Правительство РФ с просьбой снизить железнодорожные тарифы.

Правда, относительный оптимизм внушает то, что по итогам января погрузка угля на сети РЖД выросла на 0,9%, до 26,8 млн тонн. Однако очевидно, что добиваться роста в этом году будет труднее, чем в 2012-м.

Еще более неопределенно выглядит обстановка в сегменте перевозок грузов горнометаллургического комплекса. С одной стороны, несмотря на серьезные взлеты и падения, общий тренд пострецессионного развития позволяет здесь говорить о росте как цен, так и объемов потребления. С другой - залогом успешности предприятий отрасли становится не только способность оптимизировать производственные процессы, но и умение вписаться в изгибы мировой конъюнктуры. Так или иначе, во всех пасьянсах ведущих мировых и отечественных аналитиков главная роль отводится Китаю.

При этом весьма показателен опыт минувшего года, когда в сентябре стоимость железной руды упала до минимальной за три года отметки, поскольку сообщения из Поднебесной создавали впечатление, что металлургическая отрасль переживает серьезные проблемы. Затем миру возвестили о начале реализации ряда инфраструктурных проектов, и железная руда подорожала на 56%. При этом в низкой фазе рынка КНР успела закупить порядка 65 млн тонн сырья (абсолютный рекорд за 20 месяцев). После этого на протяжении IV квартала прошлого года наблюдался очередной нисходящий ценовой тренд.

Поэтому неудивительно, если в ближайшее время мрачные известия из АТР вновь спровоцируют очередное падение цен, а затем, когда "дракон" насытится, котировки вновь устремятся вверх. Правда, отметим, что ведущие железорудные корпорации планируют дальнейшее увеличение производства. Поэтому вполне вероятно, что мировой рынок железной руды вступает в длительный период избытка предложения и, как следствие, низких цен. Как бы то ни было, но в январе объем отгрузки железной и марганцевой руды железнодорожным транспортом в России сократился на 3,8%, до 8,5 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.02.12В поисках резервов