09-03-25 / 2025
Новости отрасли
Грузы продовольственной безопасности

Сегмент рефрижераторных перевозок продолжает расти, помогая достижению национальной цели продовольственной безопасности. Эффект будет еще более заметным при консолидации усилий всех участников рынка.

В 2024 году объем перево¬зок в рефрижераторных контейнерах вырос к уровню прошлого года на 7,5%, до 92,3 тыс. ДФЭ, сообщили "Гудку" в ЦФТО. В общем объеме перевозимых в рефрижераторных контейнерах железнодорожным транспортом грузов основную долю занимают рыба – 39% (35,8 тыс. ДФЭ), мясо – 34% (31,1 тыс. ДФЭ), картофель, овощи, фрукты – 10% (9,3 тыс. ДФЭ).

При этом доля перевозок на внутреннем рынке составила более 70%. Во внутрироссийском сообщении транспортировка груженых рефконтейнеров выросла на 5% – свыше 65,6 тыс. ДФЭ.

С точки зрения географии поставок на внутренний рынок в 2024 году отмечается наибольший рост в трех федеральных округах: Центральном – на 12%, до 20,9 тыс. ДФЭ, Сибирском – на 9%, до 7,4 тыс. ДФЭ и Южном – перевезено 0,7 тыс. ДФЭ (в 2023 году поставок практически не было). При этом во внутрироссийском сообщении основными регионами назначения стали Москва и Московская область – 21,5 тыс. ДФЭ (33%), а также Дальневосточный регион – 24,8 тыс. ДФЭ (38%).

Основным направлением зарубежных поставок остается Китай (91% экспорта от всех зарубежных поставок в рефконтейнерах). За 2024 год в КНР экспортировано 11 тыс. ДФЭ: преимущественно мясная (9,2 тыс. ДФЭ) и рыбная (1,6 тыс. ДФЭ) продукция.

АГРОГРУЗЫ ЭКСПРЕССОМ

Одним из перспективных направлений для наращивания объемов перевозок в рефконтейнерах как в Китай, так и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона стал проект "Агроэкспресс", реализуемый с участием АО "РЖД Логистика".

Объем экспортно-импортных перевозок в 2024 году в автономных 40-футовых рефрижераторных контейнерах в рамках проекта составил более 2 тыс. ДФЭ, что на 80% больше показателя 2023-го. Перевозки осуществлялись в сообщении с Китаем, Вьетнамом, Монголией.

Еще один крупный рефоператор – "Дальрефтранс" в составе Транспортно-логистической группы FESCO – поставляет российскую рыбу и мясо в Азию в рамках экспресс-составов. Таким сервисом в 2024 году отправлено на экспорт 10 тыс. ДФЭ. В частности, поездами "Рыбный шаттл" компания переправила свыше 5 тыс. ДФЭ, что в три раза больше, чем годом ранее. Поставлено 70 тыс. тонн продукции на рынки Китая, Вьетнама, Японии и Южной Кореи. Основной объем продукции – белая и красная рыба, кальмары, крабы, креветки.

"Дальрефтранс" в 2024-м перевез сервисом "Мясной шаттл", который начал работать в прошлом году, свыше 4,5 тыс. ДФЭ, или 60 тыс. тонн продукции, на экспорт в Азию (в том числе говядину, свинину, мясо птицы, мясные субпродукты). В целом по итогу 2024 года компания "Дальрефтранс" увеличила на 16% железнодорожную перевозку продукции в рефконтейнерах – до 22 тыс. ДФЭ.

Компания при наличии объемов предлагает максимально близкую подачу контейнера к точке отгрузки. "Шаттлы" с мясной и рыбной продукцией при поддержке Российского экспортного центра отправлялись из Москвы, Брянска, Новосибирска, Новороссийска и Санкт-Петербурга в порты Китая и Вьетнама. Клиенты этих сервисов могут компенсировать до 25% расходов на перевозку по программе гос-поддержки транспортировки продукции АПК.

ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ

С 1 января 2025 года возобновлено действие Правил недискриминационного доступа (ПНД) перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования. В ПНД были внесены изменения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 мая 2024 года № 680. "Но приоритет для перевозки грузов в рефрижераторных контейнерах существенно не изменился", – отметил заместитель начальника ЦФТО Александр Ворошнин. Скоропортящаяся продукция может перевозиться в рамках различных очередей. Значительную ее часть переправляют в рамках шестой и восьмой очередей.

Скоропорт сохраняет высокий приоритет при отправке, подчеркнули в "Полярной звезде". Такие поставки следуют сразу после специальных, ремонтных, пассажирских и почтовых. Но также остаются в силе и наряд-заказы, нарушающие систему ПНД. До сих пор ГУ-12 и СКПП (суточный клиентский план погрузки) согласовываются в соответствии с наряд-заказами, а не ПНД, что противоречит правилам, уточнили в компании.

Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС) считает, что на сегодняшний день существуют сложности и ограничения по отправке продуктов питания железнодорожным транспортом из Центральной России, с Урала и из Сибири в направлении Дальнего Востока (Якутии, Хабаровска, Владивостока, Камчатки, Сахалина и Магадана) и при экспорте через дальневосточные порты в Юго-Восточную Азию).

Дальний Восток, по оценке ¬АСОРПС, исторически играет важную роль в развитии рефрижераторных перевозок. В основном продукты питания из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга отправляются на Дальний Восток, а в обратном направлении поставляются рыба и морепродукты, а также импортные продукты питания, необходимые для полноценного рациона россиян и не производящиеся в необходимом объеме в РФ.

В рефрижераторных контейнерах и вагонах транспортируют только продукты питания и грузы, относящиеся ко второй очереди пункта Е Правил недискриминационного доступа. Тем не менее, по данным АСОРПС, сохраняются следующие основные причины ограничений: нехватка наряд-заказов для поездов со скоропортящимися грузами (СПГ) в направлении Восточного полигона; несвоевременное согласование ГУ-12 или вообще отказ в согласовании при условии, что все СПГ относятся к очереди 6.2 "Временных правил очередности перевозки грузов"; длительное согласование СКПП; отмена тарифных коридоров из Новосибирска в направлении Дальнего Востока, а также из Москвы и Санкт-Петербурга в направлениях Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ; двух-трехкратная разница в тарифах на транспортировку одной и той же номенклатуры грузов в универсальном и специализированном подвижном составе и контейнерах; "бросание" составов с СПГ на длительное время – до трех недель.

НА ОСОБОМ КОНТРОЛЕ

"В связи со значимостью обеспечения продовольственной безопасности страны перевозки скоропортящихся грузов находятся в ОАО "РЖД" на особом контроле", – уточнил Александр Ворошнин.

Кроме этого, по его словам, рынок перевозок скоропортящихся грузов, а также сельскохозяйственной продукции имеет значительный потенциал роста на железной дороге, поэтому ОАО "РЖД" реализует гибкую тарифную политику для развития данного сегмента. Так, предоставлены скидки от 16,7% до 50% к тарифам на транспортировку грузов в рефрижераторных контейнерах и изотермических вагонах по отдельным направлениям перево¬зок. При этом ряд скидок действует на протяжении нескольких лет, рассказал Александр Ворошнин.

Со своей стороны Правительство РФ, субсидируя перевозки, оказывает поддержку грузоотправителям низкотемпературных грузов, в частности мороженой рыбы.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

09.03.2025