13-03-15 / 2015
Новости отрасли
Грузы пошли на Юг

Если раньше грузы в Европу следовали преимущественно через порты Балтийского бассейна, то из-за сложившейся политической и экономической ситуации многие эксперты полагают, что отправной точкой основного объема грузопотока за рубеж станут черноморские гавани. Прогнозы участников отрасли подтверждает статистика за 2 месяца 2015 года. Рост грузооборота южных гаваней, по данным Ассоциации морских торговых портов, показал наибольшую динамику (+22,1%), обогнав своих основных конкурентов - российские порты на Балтике (+8,1%).

"Через Азово-Черноморский бассейн, порты которого наиболее близки к индустриально развитым регионам, проходит около трети нефти и нефтепродуктов. Да и практически вся перевалка российского зерна (свыше 92%) осуществляется именно через южные порты", - отмечает генеральный директор компании "Новотранс Юг", член президиума генерального совета ООО "Деловая Россия" Михаил Розенфельд.

На долю морских гаваней Азово-Черноморского бассейна приходится почти треть российского грузооборота. По мнению М. Розенфельда, в условиях ослабления рубля и усиления долговой нагрузки производителям выгодно поддерживать высокий уровень экспорта. Мировая конъюнктура уже повлияла на отгрузку сырьевых грузов, которые в основном проходят через южные порты.

В текущем году в южном направлении вероятен рост экспорта нефтепродуктов. Заметный объем составило и летнее дизельное топливо, которое в условиях суровой зимы всегда имеет сезонный спрос и потому поставляется за рубеж. Однако сокращение инвестиций и промышленный спад уменьшат и без того невысокий экспорт высокотехнологичной продукции, а падение покупательского спроса изменит не только объемы, но и структуру, а также географию поставок импорта для ритейла.

Как отмечают в РЖД, переключение части объемов нефтеналивных грузов на южное направление объясняется повышением спроса на них на юге Европы, в основном в Италии. Кроме того, первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов ранее отмечал, что за счет реализации в Турции крупных инфраструктурных проектов перевозки лома черных металлов в этом направлении выросли на 39,5%. Это подтверждают и портовики. "Объем перевалки черных металлов и чугуна в 2014 году вырос на 992,3 тыс. т (+11,6%) - это вдвое больше, чем в целом по отрасли, - комментируют в НМТП. - Также мы показали хорошую динамику по перевалке контейнеров, угля и лесных грузов. Темпы роста в этих категориях превышают средние по отрасли в два и более раз".

Помимо этого, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Леонид Шляпников полагает, что грузопоток в направлении южных портов может пополниться за счет строительных материалов, продукции, химической и деревообрабатывающей промышленности, а также прочих товаров, которые уже носят характер вторичной переработки.

"Российская внешняя торговля изменяет свою структуру с импорта потребительских товаров и продуктов в сторону экспорта промышленной продукции. Особенно это заметно по генеральным грузам", - говорит руководитель морской логистики Stena Line Freight Петер Клеберг.

Тем не менее эта тенденция, по его словам, помогает России достичь более здорового внешнеторгового баланса, невзирая на то, что причины такого сдвига (санкции и падение курса рубля) не так уж хороши сами по себе. "Из-за слабого рубля, снижения объемов товарооборота со странами ЕС и смещения торговли в пользу стран Ближнего Востока и Турции оборот экспортных грузов, проходящих через южные порты, будет увеличиваться в течение всего 2015 года", - прогнозирует ведущий специалист TMBC Logistics Ltd Александр Булыгин. Он полагает, что рост экспортных объемов через Новороссийск также связан с уходом ряда российских экспортеров из портов Украины по политическим мотивам.

О том, что южные порты ждут большие перспективы, говорит и то, что, согласно прогнозам Минтранса России, к 2030 году на долю грузооборота гаваней в Азово-Черноморском бассейне (включая Крым) будет приходиться свыше 400 млн т грузов в год, а это более чем в 2 раза превышает сегодняшние объемы. Однако Л. Шляпников отмечает, что черноморские гавани уже сейчас перегружены. К тому же их инфраструктура не соответствует современным стандартам.

"Необходимо расширять возможности по обработке насыпных и наливных грузов, которые являются базой для торговых и логистических операций региона. Именно здесь есть геометрический рост, который стимулирует направленность национальной экономики на большие объемы производства сырья и слабость национальной валюты. Нужно максимально использовать эти возможности, так как они оживят экономику в соответствующих отраслях. Именно поэтому нужно инвестировать в модернизацию мощностей по перевалке угля, зерна и нефтепродуктов", - заключает он.

Следует отметить, что увеличение перевалки на Юге произошло на фоне позитивной динамики практически во всех российских портах, кроме арктических. В целом грузооборот за 2 месяца текущего года вырос на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го и составил 102,2 млн т. Участники рынка уверены, что данная тенденция будет развиваться в течение всего года. Однако для экономики страны было бы более перспективно, если бы основную массу грузов, которые идут на экспорт, составляло не сырье, а продукты хотя бы вторичной переработки, не говоря уже о высокотехнологичной продукции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру13.03.2015