15-09-22 / 2022
Новости отрасли
Грузовые потоки текут на юг

Увеличиваются грузоперевозки в порты Азово-Черноморского бассейна

Погрузка на сети ОАО "РЖД" в порты Азово-Черноморского бассейна за 8 месяцев 2022 года увеличилась на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 61 млн тонн. По прогнозам экспертов рынка, положительная динамика погрузки в адрес южных портов сохранится и по итогам года вырастет на 3-5%.

По данным официального телеграм-канала ОАО "РЖД", основными драйверами роста стали каменный уголь, погрузка которого увеличилась на 26,8%, до 23,7 млн тонн, железная руда – рост на 1,4%, до 2,7 млн тонн, и химикаты – рост на 15,8%, до 0,3 млн тонн.

Как рассказал "Гудку" заведующий отделением макроэкономики и методологии прогнозирования АО "ИЭРТ" Андрей Тихомиров, данная номенклатура груза традиционна для портов Азово-Черноморского бассейна. "Через порт Тамань обычно на экспорт идет уголь, а через порт Новороссийск проходят уголь, строительные материалы, металлы и химикаты", – говорит эксперт.

Рост погрузки в направлении портов Новороссийск и Тамань можно объяснить изменением географии фрахта, загруженностью пропускных способностей Восточного полигона и введением ограничений недружественными странами.

Изменение географии фрахта связано с увеличением экспортных отправок в направлении портов Турции и Индии. "Порты Азово-Черноморского бассейна лучше других ложатся в логистические цепочки доставки грузов в эти страны", – считает советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис" Владимир Прокофьев.

Одним из драйверов роста погрузки ввиду дефицитной инфраструктуры Восточного полигона является уголь. "На Восточный полигон пробиться очень сложно: есть квотирование, есть дефицит пропускных мощностей", – сообщил президент Национального исследовательского центра "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), отправки угля в порты Азово-Черноморского бассейна за 8 месяцев выросли более чем на 25%. "Рост отправок в Турцию превысил 50%, в Индию отправки увеличились на 26%", – рассказал "Гудку" руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александр Слободяник.

Так, например, Группа СИЛМАР увеличила частоту рейсов на своем контейнерном сервисе Мундра (Индия) – Новороссийск до двух раз в месяц.

Другой причиной разворота грузов на юг стало введение санкций со стороны недружественных стран в адрес ряда портов. Грузоотправители меньше отправляют товары через порты Северо-Западного бассейна (Мурманск, Санкт-Петербург) и переориентировались на порты юга.

"Конечно же, экспорт идет и через них, но расстояние и стоимость фрахта, если грузы идут через порты Санкт-Петербург или Мурманск в страны Юго-Восточной Азии, увеличиваются", – отмечает Павел Иванкин.

В то же время увеличивается число пассажирских поездов в данном направлении. Это привело к увеличению загрузки инфраструктуры на дальних и ближних подходах к портам.

"В ближайшей перспективе напряженная ситуация сохранится: в бархатный сезон также назначены дополнительные пассажирские поезда. Однако в дальнейшем поток отдыхающих будет уменьшаться, а количество пассажирских поездов сокращаться. Это будет способствовать снижению нагрузки на инфраструктуру и возможности перевозки дополнительных грузов на экспорт", – отмечает Александр Слободяник.

По мнению заместителя директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игоря Смирнова, с учетом устойчивого роста экспортных поставок российской продукции на турецкий и индийский рынки можно ожидать, что погрузка в порты Азово-Черноморского бассейна останется в положительной динамике и вырастет по итогам года на 3-5%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.09.2022