30-09-23 / 2023
Новости отрасли
Грузовые потоки на маршруте Россия - Китай. Главные тренды 2023 года

Как изменилась трансконтинентальная логистика в Евразии

Номенклатура ввозимых грузов из КНР в РФ немного увеличилась, поскольку часть импортируемых в Россию товаров из Евросоюза и Северной Америки попали под санкции и были замещены либо аналогами российского производства, либо товарами из стран Азии, в том числе Китая. Эксперты прогнозируют дальнейший рост и номенклатур грузов из КНР. Как рассказали "Гудку" в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), в условиях ухода компаний из недружественных стран с российского рынка отечественные импортеры ищут партнеров в дружественных юрисдикциях. А с учетом развития китайского производства и углубляющейся кооперации между РФ и КНР в разных отраслях экономики основным поставщиком останется Китай. По данным ОАО "РЖД", с января по август 2023 года по железной дороге из КНР перевезено 12,5 млн тонн импортных грузов, что на 43% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Контейнерное большинство "Подавляющее количество доставок из КНР в РФ для наших клиентов осуществляется в контейнерах", – отмечает руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша. По данным ОАО "РЖД", с января по август 2023 года более 84%, или 10,5 млн тонн, импортных грузов из Китая ввезено в контейнерах. Такие перевозки увеличены на 48%. В двадцатифутовом эквиваленте этот объем составил 1,1 млн ДФЭ, что на 64% больше уровня 2022 года. При этом номенклатура импортируемых грузов в контейнерах не сильно изменилась. "Если раньше из КНР по большей части везли товары народного потребления, продукцию АПК, сырье для косметической отрасли и электронику, то сегодня к контейнерным грузам добавились автозапчасти и компоненты, бытовая техника и промышленное оборудование", – говорит заместитель директора по агрологистике АО "РЖД Логистика" Игорь Носырев. Что везут? По мнению операторского сообщества, среди ключевых потребителей железнодорожной логистики из Китая можно выделить производителей автомобилей, электроники и бытовой техники, производственного оборудования и комплектующих, бытовой химии и стройматериалов, металлических изделий, обуви, текстильной и полиграфической продукции. "По железной дороге осуществляются перевозки довольно широкой номенклатуры грузов из КНР, которая является стабильной, другими словами, объем импорта увеличивается, а номенклатура остается прежней", – говорит заместитель начальника ЦФТО Ирина Ажикина. При этом по итогам восьми месяцев текущего года холдинг "РЖД" отмечает существенный рост объемов импортных перевозок смолы, пластика, каучука, товаров повседневного спроса, а также автомобилей и запчастей. "Мы можем констатировать резкое увеличение объема перевозок готовых автомобилей в контейнерах из Китая. Транспортировки этой категории грузов выросли кратно по сравнению с предыдущими периодами", – отмечает заместитель генерального директора ModernWay Сергей Шмиговский. Как рассказали "Гудку" в "ТрансКонтейнере" (входит в ГК "Дело"), по итогам восьми месяцев 2022 года доля перевозок частей автомобилей, собранных авто, прицепов и полуприцепов в структуре китайского импорта осталась неизменной к уровню аналогичного периода 2021 года, а в январе – августе 2023 года на 5,4% превысила результат прошедших двух лет. Необходимо отметить и ключевые группы товаров, импортируемых из КНР в рефконтейнерах. К ним можно отнести рыбу и морепродукты, мясную и молочную продукцию, овощи и фрукты, БАДы, ветеринарные препараты и бытовую химию, лекарственные препараты. Например, "РЖД Логистика" развивает сервис по перевозке импортной фармацевтической продукции "ФармЭкспресс". Логистические вариации Импортные поставки из Китая идут по сухопутным и интермодальным маршрутам. По информации компании "РЖД", основную роль в поставках играют порты Дальнего Востока России, через которые за январь – август текущего года ввезено 63% от общего объема импортных грузов по железной дороге. Кроме того, импортные перевозки из КНР осуществляются через порты Северо-Запада России и порт Новороссийск в Азово-Черноморском бассейне. Если говорить о сухопутных железнодорожных погранпереходах, то тут задействованы как пункты пропуска непосредственно между Россией и Китаем – Забайкальск, Пограничный, Махалино, Нижнеленинское, так и на границе с ближайшими странами-соседями. "Сейчас активно заработали погранпереходы на границе с Казахстаном, Монголией, "Забайкальск" на границе РФ и Китая. Это связано как с модернизацией их инфраструктуры, так и с лояльным подходом властей Монголии и Казахстана", – рассказывает "Гудку" директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. Выбор способа транспортировки грузов в РФ является исключительной прерогативой компании-импортера и диктуется географическим положением производства в Китае и сроками доставки. "Традиционно промышленный юг Китая использует морской фрахт. Железнодорожный транспорт более оправдан как экономически, так и географически для отправок товаров из северных регионов. Также используются порты Дальнего Востока с дальнейшей отправкой по железной дороге. В основном это отгрузки с промышленных предприятий севера и северо-востока Китая", – объясняет Игорь Чернышев. Отметим, что еще одним важным фактором выбора транспортировки груза остается портфель логистических предложений операторов рынка. Так, до 2022 года 80-85% перевозок грузов из Китая шло через порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Новороссийск. После введения санкций и до середины 2023 года подавляющее большинство грузов из Китая в Россию переориентировались на порты Дальнего Востока или сухопутные погранпереходы. "С середины 2023 года морские линии из дружественных стран запустили сервисы в порты Северо-Запада и Новороссийск, и баланс начал снова смещаться в сторону морских перевозок", – говорит Сергей Шмиговский. На что рассчитывать? "Полагаю, что мы увидим дальнейший рост объемов импортных перевозок из КНР. Этому способствует новая геополитическая реальность", – считает Ирина Ажикина. Номенклатура грузов в любом случае будет увеличиваться, разделяет мнение представителя ЦФТО Сергей Шмиговский. Это связано с тем, что готовые автомобили, которые сейчас в больших объемах ввозятся в РФ из Китая, будут требовать ремонта и обслуживания, из-за чего кратно вырастет ввоз запчастей. Также сейчас идет активное развитие производств на территории России, что влечет за собой увеличение объема перевозки оборудования и сырья для их нужд. Речь идет о тканях, комплектующих к радиотехническим приборам. Однако операторы рынка отмечают ряд барьеров, которые негативно сказываются на динамике роста импортных перевозок из Поднебесной. Один из них – проблема возврата контейнерного оборудования обратно в Китай под погрузку нового груза, что связано с уменьшением объема экспорта из РФ. Сергей Шмиговский рассказал, что сегодня клиенты сталкиваются с трудностями при кредитовании груза у поставщика в Китае. Дело в том, что ранее они могли пользоваться отсрочкой в несколько месяцев при оплате товара, сейчас многие китайские поставщики требуют предоплату и только после этого начинают производить товар. Дополнительным сдерживающим фактором являются опасения китайских поставщиков попасть под санкции со стороны США. Это касается исключительно продукции двойного назначения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.10.2023