06-11-12 / 2012
Новости отрасли
Грузовой вагон на пространстве 1520

Проблемы эксплуатации и содержания вагонного парка 1520 по итогам заседания Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций, состоявшегося 4–6 сентября в г. Москве, а также другие проблемы вагонного хозяйства мы попросили прокомментировать начальника Управления вагонного хозяйства Центральной Дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Сергея Евгеньевича Гончарова.

– Сергей Евгеньевич, с образованием Центральной Дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», подчинением Управления вагонного хозяйства данной Дирекции и образованием новой вертикали управления, как выглядят основные функции вагонного комплекса в новых условиях реформирования?

– Передача эксплуатационного вагонного комплекса в Центральную Дирекцию инфраструктуры не повлекла за собой существенных изменений в функциональных задачах вагонного хозяйства.

Неизменными остались и основные задачи, возложенные на Управление вагонного хозяйства. Это – повышение качества услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту грузовых вагонов; формирование условий для надежного обеспечения долгосрочных потребностей железнодорожного транспорта в техническом обслуживании и ремонте вагонов; обеспечение недискриминационного доступа к услугам по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации; недопущение на инфраструктуру технически неисправных грузовых и пассажирских вагонов; обеспечение безопасности движения поездов, охраны труда, пожарной и экологической безопасности в вагонном хозяйстве.

– Сегодня проблемы текущего отцепочного ремонта (ТОР) волнуют многих операторов подвижного состава как по стоимости, так и выстраиванию взаимоотношений с эксплуатационными депо. Что вы планируете совместно с собственниками предпринять для решения данных вопросов?

– Значительное увеличение парка собственных вагонов в последние годы и включение вагонного комплекса в состав ЦДИ с образованием новой вертикали управления послужило поводом пересмотреть работу вагонного комплекса в вопросах организации ремонта и технического обслуживания собственных вагонов. В настоящее время, Центральной Дирекцией инфраструктуры – филиалом ОАО «РЖД» проводится политика по выстраиванию вертикали управления договорной компанией по текущему отцепочному ремонту подвижного состава.

Для реализации этой цели в августе текущего года в Управлении вагонного хозяйства Центральной Дирекции инфраструктуры – филиале ОАО «РЖД» создан отдел по работе с клиентами, в непосредственные обязанности которого входит оперативное взаимодействие с собственниками подвижного состава по заключению и реализации централизованных договоров на текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов.

Основной задачей отдела до конца 2012 года является завершение работы по разработке типовой формы договора на текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (во изменение Распоряжения ОАО «РЖД» № 926р от 26 апреля 2011 года) и представление этого нового документа на рассмотрение собственникам подвижного состава.

В 2013 году планируется продолжить начатую в 2012 году работу по вовлечению собственников в договорную кампанию, то есть, добиться положения, когда текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов собственности компаний-операторов производился только на договорной основе.

Большое внимание в договорной работе уделяется ценообразованию. Хочется отметить тот факт, что значительная доля договоров, которые заключались в ОАО «РЖД» и на дорогах в предыдущие годы, составляли договора с единой стоимостью ремонта. Конечно, условия такого договора были взаимовыгодны для обеих сторон. В то же время, такой договор влечет за собой определенные финансовые риски (например, из-за обезличенной смены при ремонте вагона дорогостоящих узлов и деталей и их отражении в бухгалтерском учете).

Сегодня эксплуатационные вагонные депо при расчете стоимости текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов используют утвержденный ценовой комиссией ОАО «РЖД» Прейскурант цен на выполняемые работы при текущем ремонте.

В целях совершенствования работы владельцев подвижного состава на дорогах и в Управлении вагонного хозяйства регулярно проводятся совещания с крупнейшими компаниями-операторами. На них обсуждаются такие проблемы, как снижение простоя вагонов, обеспечение запасными частями для ремонта подвижного состава, гарантийная ответственность ремонтных предприятий. Рассматриваются также предложения собственников об оказании каких-либо дополнительных или новых услуг.

В части взаимодействия с собственниками подвижного состава в 2013 году, Управление вагонного хозяйства видит следующие задачи:

– переход на ремонт грузовых вагонов только на основе договорных отношений по фактическим затратам с правом выбора собственника вагона уровня договора – сетевой или дорожный;

– переход на электронный документооборот;

– минимизация пакета документов, предоставляемого собственнику вагона на отремонтированный вагон;

– ввод в промышленную эксплуатацию программы АСУ ТОРэк («Текущий отцепочный ремонт на основе экономических критериев»);

– мониторинг рынка услуг в части нововведений по ремонту грузовых вагонов.

– Расскажите о работе, которую под Вашим руководством проводят ПКБ ЦВ, комплексное отделение «Вагоны и вагонное хозяйство» ОАО «ВНИИЖТ» в рамках работы Комиссии и Управления вагонного хозяйства.

– Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства – самостоятельный филиал ОАО «РЖД». Но вместе с тем, Управление вагонного хозяйства очень тесно сотрудничает с ним по различной тематике. Следует отметить, что Управление согласовывает и утверждает ежегодный Тематический (эксплуатационный) план работы Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства.

Проводится большая совместная работа по созданию и актуализации нормативной базы по технологии технического обслуживания вагонов в эксплуатации и ремонта вагонов, а также по модернизации составных частей вагонов.

Совместно с Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства и ОАО «ВНИИЖТ» проводятся научно-технические совещания, на которых вырабатывается единая политика и предпринимаются согласованные шаги в продвижении действующих и перспективных проектов. Это касается таких проблем, как:

– качество литейных узлов и деталей (автосцепка, боковые рамы тележек, надрессорные балки);

– модернизации составных частей вагонов и их узлов;

– создание новых межгосударственных стандартов;

– проведение эксплуатационных испытаний опытных вагонов и их составных частей;

– применяемого инструмента для технического обслуживания и ремонта вагонов;

– неразрушающий контроль ответственных составных частей вагонов для обеспечения безопасности движения.

Что касается работы, которую проводит ОАО «ВНИИЖТ» и ПКБ ЦВ в рамках работы Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций, то достаточно привести один наглядный пример: из 19 работ по тематике вагонного хозяйства, включенных в План научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ железнодорожных администраций на 2012 год, 12 работ выполняет ОАО «ВНИИЖТ», две работы – ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» и одна работа выполняется ими в сотрудничестве.

– Ваше мнение по рассмотрению проекта «Регламента браковки и разделки в металлолом ответственных литых деталей грузовых вагонов»?

– При создании проекта этого документа основная цель была – разработать механизм, исключающий повторное использование забракованных литых деталей вагонов.

В условиях, когда вагонный парк принадлежал ОАО «РЖД», забракованные литые детали утилизировались в вагоноремонтном депо, которое признало их негодными к эксплуатации.

С изменением структуры вагонного парка, когда вагоны и соответственно, все узлы и детали вагонов принадлежат собственникам, стали нередки случаи обнаружения в эксплуатации забракованных литых деталей, которые были возвращены собственнику. Но вместо утилизации они были проданы и поставлены на вагоны. Причем, продажа осуществлялась через ряд фирм, в том числе однодневок, так что проследить всю эту, не побоюсь сказать, криминальную схему, довольно сложно.

Комиссия рассмотрела проект документа, подготовленный ОАО «РЖД», и обратилась ко всем железнодорожным администрациям с просьбой рассмотреть и направить свои предложения. Так что работа над документом будет продолжена.

– Хотелось бы услышать ваш комментарий по согласованию еще одного проекта – «Единого плана совместных действий по обеспечению контроля качества выпускаемой продукции, эксплуатируемой на железнодорожных администрациях государств – участников Содружества».

– ОАО «РЖД» крайне обеспокоено появлением на рынке вагонов, качество которых не может обеспечить их бесперебойную работу, а в некоторых случаях приводит к транспортным происшествиям со значительными материальными и финансовыми потерями всех участников перевозочного процесса, рискам угрозы жизни и здоровью граждан. Тем более, что нести расходы по ликвидации сходов и аварий приходится ОАО «РЖД».

Особую тревогу вызывает резкий рост изломов литых деталей тележек грузовых вагонов из-за низкого качества их изготовления. В текущем году уже произошло 19 изломов боковых рам, которые повлекли 3 крушения и 16 сходов подвижного состава.

Поэтому президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин обратился к руководителям всех железнодорожных администраций с предложением разработать и утвердить «Единый план совместных действий по обеспечению постоянного контроля качества выпускаемой продукции, эксплуатируемой на всем пространстве колеи 1520 мм». Это предложение было поддержано всеми железнодорожными администрациями, и проект Единого плана представлен на утверждение Совета по железнодорожному транспорту.

Данный документ можно по праву считать первым шагом, направленным на защиту инфраструктуры от некачественной вагонной продукции. Конечно, на этом нельзя останавливаться. Следует развивать и наполнять его мерами, которые не позволят допустить некачественную продукцию на железные дороги.

Единый план должен стать руководством при разработке соответствующих нормативно-правовых актов как национального, так и международного уровня.

– А как решаются вопросы повышения безопасности движения в вагонном хозяйстве?

– На сегодняшний день одной из острых проблем в вопросах повышения уровня безопасности движения поездов является изломы боковых рам, которые на протяжении последних трех лет по количеству значительно превысили предыдущие годы. Решением по исключению случаев изломов боковых рам принимаются сегодня на всех уровнях технологического использования грузовых вагонов как при изготовлении продукции, так и в процессе ее эксплуатации.

В ходе обсуждения данной проблемы в ОАО «РЖД» с членами НП «Совет рынка», а также консультаций с Минтрансом России и Росжелдором были определены четыре основных принципиальных подхода к своевременному предупреждению изломов литых деталей тележек грузовых вагонов и выработаны совместные предложения по их реализации:

– гармонизировать нормативные требования (технические условия, технические требования, стандарты, руководства и т. п.) по производству и оценке соответствия (выбраковке) крупного вагонного литья;

– отзывать сертификат на некачественную продукцию и приостанавливать действие условного номера;

– сформировать достаточные финансовые гарантии участников перевозочного процесса для своевременного возмещения убытков, возникающих от транспортных происшествий и ликвидации их последствий;

– исключить возможность повторного использования боковых рам, в которых выявлен и подтвержден средствами неразрушающего контроля опасно развивающийся дефект литья;

– рассматривать каждый дефект крупногабаритного вагонного литья, подтвержденный средствами неразрушающего контроля, как потенциальный излом, требующий издания предписания о запрете эксплуатации вагонов, укомплектованных литыми деталями опасной плавки.

Также в одном ряду по значимости последствий и ущербу, наносимого инфраструктуре, являются сходы подвижного состава в организованных поездах.

Многолетний анализ причин случаев схода подвижного состава с рельсов, особенно порожних грузовых вагонов, подтверждает необходимость учета комплексного влияния на параметры ходовых частей вагонов, которое должно закладываться, в первую очередь, при плановых видах ремонта.

Управление вагонного хозяйства на протяжении двух лет проводило планомерную работу по согласованию с федеральными органами Российской Федерации и железнодорожными администрациями необходимости ужесточения требований к ходовым частям грузовых вагонов при выпуске их из плановых видов ремонта. Итогом данной работы стало согласование Советом по железнодорожному транспорту и ввод в действие с 1 июля 2012 изменений в «Руководящий документ. Ремонт тележек грузовых вагонов», в части ужесточения требований к ходовым частям цистерн при выпуске их из плановых видов ремонта, что является первым этапом реализации мер по повышению уровня безопасности движения для вагонов с повышенным центром тяжести, наиболее подверженных сходам с рельс.

Естественно, проводятся и другие работы по обеспечению безопасной работы грузовых вагонов. Это большой и повседневный комплекс работ, который планомерно решается и который еще предстоит выполнить в будущем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Вести - Евразия05.11.12Грузовой вагон на пространстве 1520