19-11-13 / 2013
Новости отрасли
Грузовладельцы вновь начали говорить о том, что сталкиваются с проблемой нехватки подвижного состава

Фарид Хусаинов, заместитель председателя НП ОЖдПС, к.э.н., доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ МИИТа

Грузовладельцы, участвующие в проекте «Индекс качества», после достаточно долгого перерыва вновь начали говорить о том, что сталкиваются с проблемой нехватки подвижного состава нужного типа в требуемом количестве. Это может показаться странным: ведь ещё недавно звучало много заявлений о том, что на рынке наблюдается явный профицит вагонов.

Оценка грузовладельцев по разделу анкеты, характеризующему удовлетворённость наличием подвижного состава, снижалась в течение всего третьего квартала 2013 года, несмотря даже на наблюдаемое изменение спроса на перевозки. Только в сентябре средняя оценка по соответствующему критерию потеряла четыре пункта к августу и сейчас находится на минимальном в текущем году уровне в 73 балла. При этом произошёл качественный переход: из зоны «отлично» она впервые в этом году ушла на уровень «хорошо». Это всё ещё достаточно высокий показатель, но, учитывая наблюдаемую динамику, можно говорить, что проблема дефицита вагонов вновь угрожает стать весьма актуальной.

Это происходит из-за сочетания двух факторов. Во-первых, наблюдаются сложности, связанные с простоем порожнего подвижного состава. Их возникновение может быть связано с неприёмом вагонов к перевозке по различным причинам (в том числе из-за недостатка локомотивов или локомотивных бригад).

Во-вторых, в связи с неопределённостью, связанной с увеличением сроков службы грузовых вагонов, часть подвижного состава отставлена в отстой в ожидании решения вопроса органами государственной власти. В зависимости от того, на какой период можно будет продлевать срок службы, собственник хочет определиться, нужно ли вагон эксплуатировать, или его следует списать. Но, пока такого решения нет, «старики» не работают, уменьшая предложение на рынке. Один из участников опроса прямо говорит: «Вагоны могут стоять на приколе в ожидании того, что регуляторы хоть как-то определятся с их дальнейшей судьбой».

Ещё один вопрос, часто поднимаемый участниками проекта «Индекс качества», – действие системы лог-контролей. Некоторые клиенты полагают, что её результатом становится увеличение маневровой работы самим перевозчиком. При этом большинство выступает за повышение прозрачности критериев и алгоритмов лог-контролей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.11.13Клиенты вновь заявляют о дефиците вагонов