19-02-24 / 2024
Новости отрасли
Грузовладельцы: изменения клиентского плана погрузки опасны

В конце января изменились правила заполнения информационной системы АС ЭТРАН. Согласно телеграмме, которую получили все территориальные ЦФТО в январе, в программу включены "логические контроли в информационной системе АС ЭТРАН в части заполнения клиентского плана погрузки с обязательным указанием номера заявки на перевозку формы ГУ-12". Владельцы строительных и инертных грузов считают данные изменения опасными, так как они могут вообще лишиться возможности доступа к железнодорожной инфраструктуре. РЖД-Партнер обсудил с участниками рынка изменения.

Главное: ГУ-12

Для участника рынка железнодорожной перевозки изменился сам порядок работы в системе АС ЭТРАН, объясняют РЖД-Партнеру участники рынка. Согласно телеграмме программа, при добавлении строки в суточный клиентский план погрузки, выдает информационное сообщение с текстом: "Планирование на данное направление возможно только по ГУ-12". То есть именно дата подачи в ГУ-12 становится приоритетной при согласовании СКПП, которая заполняется на основании АС ЭТРАН, ранее ГУ-12 могла вообще отсутствовать, объясняет РЖД-Партнеру один из участников рынка.

"Для отгрузки инертных материалов такой режим будет означать ежедневную лотерею. Так как совпадение даты подачи в ГУ и фактической отгрузки это как в казино выиграть. Должны совпадать оплаты от заказчика, наличие порожних вагонов, отсутствие запрета по станции назначения, наличие на эти сутки достаточного количества таких заявок, чтобы собрать целый состав. Ведь если в СКПП будет согласовано 15пв по конкретной ГУ-12, никто эти 15 единиц не примет. С нас потребуют набрать полный состав", – продолжает он.

Графики подач вагонов в АС ЭТРАН необязательно должны совпадать с реальным сроком подачи – это вызывает основную угрозу, добавляет он. Мне сложно себе представить как теперь мы должны работать, об этом РЖД-Партнеру на условиях анонимности рассказывает уже другой участник рынка.

"Во-первых, необходимо согласовать ГУ-12 с графиком подачи, если этот этап пройден, то уже потом оформить СКПП на следующие сутки, и уже – на финале – в работу включается ДМЗИ. И далее система пересылает информацию в обратном порядке", – продолжает он.

Состав на запасном пути

Грузовладельцы весь последний год учились отправлять строительные и инертные грузы составами, а не вагонами. То есть собирали груз в вагоны, потом из них собирали единый состав. Таким образом груз легче принимала ДМЗИ. Но "сборники" имеют разную номенклатуру грузов и могут быть направлены в разные адреса разным получателям. АС ЭТРАН групповые составы система оформляет по одной накладной от точки А до точки Б.

"Пример. Думпкарная вертушка в составе 36 ед. оформлена по одной накладной. АС ЭТРАН автоматически разбивает группу по дате подачи на разные сутки: 10 вагонов отправит, например, 1 марта, еще 10 вагонов – 3 марта, еще 10 вагонов – 4 марта, оставшиеся шесть – 10 марта", – продолжает участник рынка перевозки.

Но если ДМЗИ не примет к перевозке хоть один вагон, то его грузовладелец уже не может отправить его в одиночку и вынужден для него формировать новый состав. И если верить ему, то ДМЗИ требует от отправителей не только соответствия по срокам и объемам погрузки, но и точных данных по виду используемого подвижного состава, и даже имя оператора. Щебеночкники заявляют, они работают в "безвоздушном пространстве": они отдают на сеть тот груз, который железнодорожники называют попутным, и поэтому получают тот подвижной состав, что освободился после перевозки угля.

А если взять и отменить

В феврале по новым правилам уже начала работать Октябрьская железная дорога, Калининградская, Московская, Горьковская, Северная, Дальневосточная, Забайкальская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирской, а также Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, Южно-Уральская железные дороги. Такое решение приняли в РЖД. Однако грузоотправители считают, что ДМЗИ нельзя вводить для грузов, которые отправляют внутри одной дороги. Грузоотправители считают, Динамическая модель заточена только на работу Восточного Полигона, а те кто работает на едином полигоне, будь то ОЖД или Северо-Кавказская дорога могут рассчитывать на послабление и работать в полуручном режиме. Свое мнение владельцы строительных грузов огласили на совещании в РЖД, которое состоялось в январе.

В защиту своей позиции они привели такой аргумент: если погрузку не наращивать на длинных плечах, то ее можно нарастить на определенных узлах, например по Лужскому узлу. В прошлом году грузы, направленные в адрес портов русской Балтики, обеспечили рост погрузки Октябрьской железной дороге в 2023 году на 3%. В 2024 году могут и больше, если груженые вагоны вовремя принимать к перевозке в адрес станций, входящих в полигон ОЖД, а там их вовремя разгружать, порожние вагоны своевременно принимать к перевозке, и возвращать их грузоотправителям попутных грузов. Представитель железнодорожного перевозчика согласился с заявлением грузовладельца. По его мнению упрощенный порядок погрузки может быть предоставлен для пропуска грузов, следующих из Карелии в Новгородскую и Тверскую области. Ведь сотрудники сети, работающие на едином пространстве ОЖД "знают как груз поедет, и насколько загружены станции выгрузки, и как этот груз будет двигаться в то или иное назначение". Грузовладельцев этот ответ обнадежил. И они пообещали, в благодарность, нарастить погрузку.

Строительные грузы показали наибольшее падение по погрузке в прошлом году, показатель снизился более 21%, сообщает пресс-служба РЖД. Начало года тоже тревожное, падение только по погрузке щебня в январе составило 23,7%, если сравнивать показатель по год к году, гласит статистика консалтингового агентства СМПРО.

"По итогам мониторинга ситуации отмечаем замедление в погрузке строительных грузов, на которую влияют не только погодные условия, но и переход на автомобильную логистику поставок с ближайших карьеров", - сообщила пресс-служба РЖД в начале февраля.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер19.02.2024