04-07-12 / 2012
Новости отрасли
Грузовая панорама

Начало ремонтно-строительных работ и переход на летний график движения пассажирских поездов стали причиной, по которой руководство Свердловской железной дороги решило ограничить пропускную способность для грузоотправителей. Исключение составляют социально значимые грузы.

По сообщению СвЖД, в связи с переходом на летний график движения пассажирских поездов и реконструкцией дороги на направлении Войновка - Сургут объемы погрузки строительных грузов со Свердловской железной дороги не должны превышать 200 вагонов в сутки (в том числе 150 вагонов щебня), с Южно-Уральской - 100 вагонов. К примеру, в апреле общая погрузка составила 540 вагонов (из них около 70% - строительные грузы).

"Ограничение пропускной способности инфраструктуры в период летних путевых работ требует обеспечить приоритет перевозкам социально значимых и технологических грузов для развития экономики субъектов РФ", - заявил начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов на заседании Уральского межрегионального координационного совета по вопросам грузовых перевозок. Кроме того, А. Миронов считает, что перевозки строительных грузов должны регулироваться за счет помесячного планирования. Такой подход сократит количество сбоев в работе железнодорожников.

Однако предлагаемые меры не отменяют необходимости развития пропускной способности инфраструктуры. Из-за недостаточных возможностей дороги в конце 2011 года "Газпром", "Новатэк" и "Сибур" столкнулись с проблемой невывоза со своих заводов на Урале. Из-за затоваривания 50 тыс. т конденсата Сургутскому заводу по стабилизации конденсата ("Газпром") впервые за несколько лет пришлось даже сократить объемы производства.

"По прогнозам, к 2020 году грузооборот в целом по дороге увеличится на 26%, а по отдельным участкам - на 60-80%", - отмечает А. Миронов. По его словам, чтобы не сдерживать развитие экономики региона, необходимо наращивать мощности СвЖД.

В ее развитие до 2020-го планируется вложить более 266 млрд рублей.

Федеральная служба по тарифам не будет вводить госрегулирование на перевозки нефтеналива по реке. В ведомстве считают, что при наличии внутри- и межвидовой конкуренции в этом сегменте и отсутствии на рынке перевозок речным транспортом признаков монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции введение регулирования нецелесообразно. Напомним, что предложение о введении госрегулирования принадлежало вице-премьеру Игорю Сечину в бытность его куратором нефтяной отрасли.

Отраслевые эксперты поддерживают решение ФСТ.

"Было бы что регулировать: на долю речников не приходится и 2% от всех перевозок углеводо-родов. Да, безусловно, такой способ транспортировки по цене достаточно выгодный и выглядит привлекательнее железнодорожного даже с учетом того, что речникам приходится выплачивать портовые сборы. Но ни о какой конкуренции речи нет и быть не может. Я бы крайне осторожно говорил о том, что грузоотправители бегут к рекам от железных дорог: если кто-то и пересматривает ориентиры, то весьма осмотрительно", - комментирует эксперт ИФК "Солид" Никита Рязанов.

По его мнению, даже в случае введения регулирования, когда стоимость перевозок речными путями могла бы возрасти, железнодорожники не заметили бы исчезновения конкурентов, чья доля на рынке транспортировки нефтепродуктов оценивается десятыми, сотыми и тысячными долями процента.

"Речников много - более 50, при этом реальную силу представляют 3-4 компании. Безусловно, некая конкуренция между ними есть, но о каких-то чудовищных нарушениях антимонопольного законодательства, способного повлечь повышение внимания государства, речи нет", - считает Н. Рязанов. Директор по управлению активами инвестиционной компании "Трейд-Портал" Николай Солабуто согласен с тем, что усиление оттока нефтеналива с железной дороги на реку не произойдет. По его прогнозу, решение ФСТ может вызвать рост отгрузок в этот сегмент на 2-4%, не более.

Российские сахаропроизводители уверены, что в этом году смогут избежать проблем с перевозками сахарной свеклы.

По прогнозам аналитиков, несмотря на снижение посевных площадей сахарной свеклы на 13% по сравнению с рекордным по урожайности прошлым годом, общий сбор корнеплода будет незначительно меньше, чем в 2011-м. Тем не менее сахаропроизводители считают, что повторения прошлогодних проблем с перевозками не будет.

Первые тест-анализы нынешнего урожая будут получены только в начале июля, и пока что погода благоприятствует получению хороших результатов. Некоторые эксперты прогнозируют, что он будет на уровне прошлогоднего. Но сахаропроизводители надеются избежать прежних ошибок.

Как рассказал заместитель председателя правления Союз-россахара Сергей Миронов, в 2011 году наблюдался большой дисбаланс между объемами производства сахарной свеклы и перерабатывающими мощностями. В результате производителям приходилось перебрасывать объемы из одного российского региона в другой, где были свободные мощности. Однако операторы оказались к этому не готовы. К тому же в прошлом году фермеры собрали рекордные урожаи и других сельхозкультур, которые тоже надо было перевозить. В результате сильно упала рентабельность сельхозпредприятий и агрохолдингов, задействованных в производстве свеклы.

"Проблема перевозок сахарной свеклы в конце 2011 года заключалась в большей степени в трудностях поиска дешевого полувагона. В тот период был чрезмерный спрос на более дешевые вагоны ДЗО РЖД. Парк частных операторских компаний отправители сахарной свеклы привлекали в последнюю очередь. Это связано с тем, что цена операторов на предоставление полувагона на повагонную отгрузку была довольно высокой, так как формировалась с учетом оборота вагона и дефицита парка", - рассказал руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Игорь Куротченко.

В текущем году, по прогнозам С. Миронова, производство сахара и наличие перерабатывающих заводов будет более сбалансированно. "Потребность в железнодорожных перевозках станет ниже. Львиная доля будет принадлежать автотранспорту, так как сами поставки будут производиться в пределах одного региона - от производителей до завода", - уверен он.

Перевозки соли на сети ОАО "РЖД" неуклонно падают с начала года. Однако Восточно-Сибирская и Приволжская дороги выбиваются из общего ряда, демонстрируя существенный прирост на протяжении полугода. Эксперты объясняют данные статистики спросом со стороны Китая.

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания, в январе - мае 2012 года погрузка соли по сети железных дорог составила 146,8 тыс. т, что на 15% ниже января - мая 2011-го. При этом в мае было погружено 30,2 тыс. т соли, что на 4,2% больше мая 2011 года и на 2,3% меньше апреля 2012-го.

В то же время на Восточно-Сибирской и Приволжской дорогах наблюдается противоположная картина:

за 5 месяцев 2012 года было погружено 83,3 тыс. т (+12,7% к январю - маю 2011 г.) и 51,9 тыс. т (+13,5%) соответственно.

Первая грузовая компания в I квартале 2012 года имела трехкратное увеличение объемов перевозки по сравнению с аналогичным периодом 2011-го

(6,7 тыс. т). Доля Иркутского филиала компании в общем объеме транспортировки пищевой соли в Восточной Сибири в январе - марте 2012-го выросла по сравнению с I кварталом прошлого года с 16 до 40%.

По сообщению ПГК, рост достигнут за счет увеличения объемов погрузки крупнейшими соледобывающими предприятиями региона - ОАО "Тыретский солерудник" и ОАО "Руссоль". Отправка продукции осуществляется в крытых вагонах со станций Тыреть и Мальта ВСЖД в адреса грузополучателей во все регионы России.

По мнению аналитиков, увеличение погрузки объясняется ростом конкурентной борьбы между региональными производителями, которые пытаются вывести большой объем на рынок и снизить цены. "Кроме того, в последнее время рос спрос на соль со стороны Китая, возможно, часть уходит туда - там население массово покупало соль, был создан ажиотаж, приведший к дефициту", - рассказал директор по управлению активами инвестиционной компании "Трейд-Портал" Николай Солабуто.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер03.07.12Грузовая панорама