25-02-13 / 2013
Новости отрасли
Грузовая панорама

Металл утяжелил вагоны трубами

Ввод в эксплуатацию двух новых трубных станов в 2013 году создает условия для увеличения производства металлопродукции на ОАО "Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина" (НМЗ). Это сформирует в районе тяготения Западно-Сибирской дороги дополнительные грузопотоки черных металлов.

В ООО "Металлсервис-групп" сообщили, что подконтрольный ему НМЗ способен увеличить производство металлоизделий в целом до 300 тыс. т, что на 34,5% больше, чем было в наиболее успешный для предприятия 2011 год. В том числе выпуск трубной продукции вырастет до 275 тыс. т (+37,5%).

Следует отметить, что на заводе не только совершенствуют технологии производства труб, расширяют сортамент изделий, но и улучшают логистику сбыта. В частности, для этого развивается железнодорожная инфраструктура. На НМЗ стремятся создать условия для того, чтобы вагоны не простаивали на подъездных путях.

Правда, заводу будет нелегко завоевать рынок сбыта: в своем развитии не отстают от него и конкуренты. В последнее время целый ряд предприятий реализует программы модернизации, которые обеспечат в 2013 году, по прогнозам Минэкономразвития, суммарный прирост производства готового стального проката на уровне 5,4% к уровню 2012-го.

Москве требуется больше цемента

На Серебрянском цементном заводе (входит в ООО "БазэлЦемент") переключили часть поставок на железную дорогу, что ощутимо увеличило грузопоток данной номенклатуры со станции Виленки (Московская железная дорога).

Ранее доставка цемента осуществлялась только автомобильным транспортом. Однако уже в конце прошлого года Серебрянский завод начал отгрузку и по стальным магистралям. Такое решение было принято в связи с увеличением объемов выпуска этой продукции.

По данным начальника отдела логистики ООО "БазэлЦемент" Дениса Назарова, для железнодорожной отгрузки цемента вначале были использованы хопперы холдинга.

В дальнейшем, по мере роста производства, завод намерен привлекать парк операторов, располагающих подвижным составом под насыпные грузы. По прогнозам, это может произойти уже летом 2013 года, когда объемы увеличатся до 800-900 вагоноотправок в месяц.

На первом этапе ООО "Серебрянский цементный завод" рассчитывает охватить своими поставками преимущественно районы Центрального и Северо-Западного федеральных округов. А затем география перевозок цемента может расшириться на всю европейскую часть России.

Ввод новых цементных мощностей объясняется ростом спроса в Московском регионе. Прежде всего это касается столицы: по данным заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, по итогам 2012 года город фактически вернулся на докризисный уровень по объемам инвестиций в строительство - в целом ввод жилой и коммерческой недвижимости увеличился на 10% по сравнению с 2011-м. А в 2013 году московские строители готовятся выйти на новые рубежи. Это станет возможным благодаря упрощению порядка согласований и разрешений на строительство. Улучшаются условия для инвестиций в недвижимость и в Санкт-Петербурге. Увеличение спроса приводит к росту объемов перевозок цемента на более длинном плече, а это, в свою очередь, к переключению части цементных грузопотоков на железную дорогу.

Шлагбаум для бензина

Действие заградительной пошлины на бензин может негативно сказаться в 2013 году на объемах перевозки нефти и нефтепродуктов по сети российских железных дорог.

Как считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, установленная величина пошлины (на уровне 90%) фактически является заградительной для экспорта бензина.

В правительстве рассчитывают на то, что такая мера защитит внутренний рынок от дефицита топлива. Однако если она будет действовать слишком долго, то это может обернуться тем, что под разными предлогами переработчики постараются снизить объемы производства бензина, что в конце концов также приведет к дефициту бензина на внутреннем рынке РФ.

Эксперт полагает, что проблема насыщения России топливом - в первую очередь инфраструктурная. Условия производства таковы, что многим заводам выгодно производить низкосортный бензин, который покупают для дальнейшей переработки европейские НПЗ. Заградительные пошлины только снизили рентабельность такой логистической схемы, но не создали условий для более глубокой переработки нефти внутри РФ.

У нефтяных компаний не хватает средств для модернизации своих НПЗ. И они не могут выпускать топливо на уровне требований ЕС (стандартов Евро-4, Евро-5).

А низкосортный бензин скоро будет просто некуда девать, если только не отправлять на экспорт. Однако в Минэнерго, например, считают иначе: это приведет к появлению дополнительных объемов бензина на внутреннем рынке, что в свете недавнего роста цен на топливо весьма актуально.

Пока разные ведомства спорят, перевозки нефтяных грузов по российским стальным магистралям остаются нестабильными.

В январе они, например, снизились на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Негативные тенденции проявились как на экспортных железнодорожных маршрутах, так и на внутренних направлениях. В Российском союзе инженеров полагают, что пошлины надо регулировать более гибко. Тогда и резких перепадов в железнодорожной погрузке окажется меньше. Поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки должны быть сбалансированны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер23.02.13Грузовая панорама