Грузовая база российских железных дорог в ближайшие месяцы, вероятнее всего, будет расти. По прогнозу Института экономики РАН, положительное влияние окажут энергетический сектор и строительная индустрия. Однако уже к середине осени некоторые прежние лидеры могут уйти в минус.
Объем погрузки на сети российских железных дорог в январе - июле увеличился по сравнению с тем же периодом минувшего года на 3,7%. При этом заданием правления РЖД предусматривалось превышение прошлогоднего показателя на 3,1%.
Впрочем, по итогам первого полугодия был зафиксирован подъем на 4%, то есть темпы роста немного снизились.
По прогнозу Института экономики РАН, в ближайшие три месяца по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уверенно будет расти производство цемента (+18,5% в августе, +24,4% в сентябре и +25,3% в октябре). Однако неясно, окажет ли это существенное влияние на объемы железнодорожных перевозок этого груза, так как существует проблема его ухода на другие виды транспорта.
Также ожидается рост объемов нефтепереработки (+5,5% в августе, +5,7% в сентябре и +6,6% в октябре) и добычи угля (+4% в августе, +4,2% в сентябре и +5,8% в октябре). Все это может оказать положительное влияние на грузовую базу железных дорог.
Вместе с тем производство железобетонных конструкций не сможет демонстрировать постоянно высокие результаты.
Если еще в августе здесь ожидается рост на 10,2%, то в сентябре - лишь на 2,2%, а в октябре показатель и вовсе может уйти в минус на 2,1%.
К середине осени прогнозируется также падение темпов роста производства пиломатериалов с +13,5% в августе и +7,5% в сентябре до нулевой отметки в октябре к уровню прошлого года. Кроме того, негативные результаты может продемонстрировать черная металлургия. В августе ожидается сохранение объемов производства стали на уровне прошлого года, но уже в сентябре - снижение на 4,3%, а в октябре - на 6,4%.
Также на протяжении всего рассматриваемого периода прогнозируется уменьшение объемов производства удобрений (-0,3% в августе, -5% в сентябре и -4,6% в октябре). На основании оценок экспертов Института экономики РАН вычисляется индекс-прогноз грузовой базы российских железных дорог. По принятой методологии расчет индикатора ведется от последнего месяца, по которому Росстат опубликовал данные о промышленном производстве. На сегодняшний день это июнь. Он является базовым месяцем, принятым за 100%.
Вычисление индикатора от июньских значений дает возможность проверить, как сильно отличается июльский прогноз от фактического изменения погрузки, которое уже известно.
Ожидалось, что во втором месяце лета грузовая база по сравнению с июнем увеличится на 0,3% (значение индекс-прогноза - 100,3%). Однако темпы роста погрузки были несколько выше - 2,3% (102,3%). В результате ошибка прогноза составила 2%.
Что касается прогноза изменения грузовой базы в ближайшие месяцы, то в августе может быть зафиксировано ее увеличение по сравнению с июнем на 3,2% (значение индекс-прогноза - 103,2%). По оценке Института экономики РАН, рост объемов производства по сравнению с первым месяцем лета ожидается по всем входящим в состав показателя видам промышленной продукции.
В сентябре грузовая база по сравнению с июнем может увеличиться на 2% (значение индекс-прогноза - 102%). В числе драйверов роста можно назвать уголь, цемент и железобетонные конструкции.
В октябре по сравнению с первым месяцем лета может быть зафиксировано увеличение грузовой базы на 4,2% (значение индекс-прогноза - 104,2%). При этом лидером роста может стать уголь.
В целом прогнозируемая динамика изменения грузовой базы в ближайшие три месяца схожа с той, которая отмечалась в аналогичные периоды предыдущих пяти лет.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 10.08.11 | Осенний сплин |