27-03-23 / 2023
Новости отрасли
Грузоперевозки в России в ближайшие годы ждет небольшой рост

Они будут увеличиваться на 1-3% в зависимости от геополитики и темпов развития инфраструктуры

Грузоперевозки всеми видами транспорта, кроме трубопроводного, в России в различных сценариях могут вырасти на 1-3% в 2023-2025 гг. Это следует из данных консалтинговой компании Б1, с которыми ознакомились "Ведомости". Реализация конкретного сценария будет зависеть от геополитического контекста и успешности реализации инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, заявленных государством и игроками.

По данным Б1 на основе статистики Государственной транспортной лизинговой компании, объем грузоперевозок в России в 2022 г. на фоне санкций снизился лишь на 0,5% в годовом выражении до 6,9 млрд т. Устойчивость отрасли к кризису и санкциям консалтинговая компания объясняет рядом факторов, среди которых переориентация торговых связей, укрепление сотрудничества с дружественными странами и реорганизация цепочек поставок.

Суммарный объем перевозок грузов в 2022 г. в России снизился на 1,2% до 7,95 млрд т, следует из данных Росстата. Но в них заложены в том числе и показатели по трубопроводному транспорту (1,1 млрд т), который не учитывает Б1. Основная часть перевозок в 2022 г., или 5,5 млрд т (+0,3% г/г), пришлась на автомобильный транспорт. Железнодорожники перевезли 1,24 млрд т грузов (-3,7%), по внутренним водным и морским путям было перевезено 110 млн т (-0,8%) и 28 млн т (+20%) соответственно. Самое большое падение у авиации - на 59% до 0,6 млн т.

Рост грузоперевозок в этом и последующих годах будет сопровождаться развитием новых транспортных коридоров, ростом проникновения мультимодальных перевозок и контейнеризации, внедрением новых технологий и цифровизацией, следует из данных Б1. Среди приоритетных маршрутов для переориентации экспортных потоков и роста торговли консалтинговая компания называет Северный морской путь (СМП), Восточный полигон (БАМ и Транссиб), а также международный транспортный коридор (МТК) "Север - Юг". Для развития этих маршрутов потребуются значительные инвестиции в инфраструктуру с получением госсубсидий.

В августе 2022 г. правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 г. с объемом финансирования около 1,8 трлн руб. Инвестпрограмма РЖД на 2023 г. предусматривает 250 млрд руб. на развитие второго этапа Восточного полигона. На модернизацию МТК "Север - Юг" до 2030 г. российские власти планировали выделить $1,5 млрд ("Ведомости" писали об этом 26 июля 2022 г.). При этом общая потребность в инвестициях в проекты МТК, по оценке Eвразийского банка развития, составляет более $38 млрд.

Eще одним приоритетом развития грузоперевозок до 2035 г. является цифровизация транспорта, указывает в своей статистике Б1. Но ее успешному внедрению в отрасли может помешать низкая скорость и качество интернета в субъектах. В начале 2023 г. во всех регионах России, за исключением Москвы, скорость мобильного интернета снизилась примерно на 7%, следует из данных компании Telecom Daily. Другие барьеры, по данным Б1, - нехватка инвестиций в цифровизацию, устаревшие стандарты и нормативно-правовое регулирование, проблемы с доступом к оборудованию и программному обеспечению из-за санкций и нехватка специализированных кадров.

Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров не согласен с прогнозом Б1. По его мнению, текущий год - кризисный, но рост грузоперевозок будет 1,5-2%. В 2024 г. рост составит уже 2-3%, в первую очередь за счет "длинной логистики" через Дальний Восток, полагает эксперт. "Сильнее всего вырастет сегмент грузовых автоперевозок из-за удлинения маршрутов и замещения железнодорожного транспорта на подходах к портам", - полагает Бурмистров.

В 2022 г. из-за санкций также серьезно изменились направления грузопотоков: уменьшились объемы перевозок автотранспортом из Eвросоюза при значительном росте из Турции, а также Китая и Ирана, говорили опрошенные "Ведомостями" логистические компании в конце января.

Падения железнодорожных перевозок не будет, говорит директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Хотя и он называет прогноз Б1 "нерелевантным". "В то время как сектор авиационных перевозок схлопывается, наземный транспорт ждет существенный рост", - отмечает он.

По прогнозам президента НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павла Иванкина, грузоперевозки в 2023-2024 гг. будут расти слабо - на 0,4-0,6%. По его мнению, самая критическая ситуация - в авиаотрасли, поскольку "сложно заместить производство самолета", мешают также и закрытые аэропорты.

Иванкин отмечает, что "серьезным ограничением" роста грузоперевозок по железной дороге будет дефицит инфраструктуры и переизбыток вагонного парка. "В базовом сценарии рост погрузки по железной дороге в 2023 г. составит 0,85-1,1%", - заключил эксперт.

По оценкам руководителя проектов SBS Consulting Дмитрия Бабанского, в перспективе 2025 г. темп роста морских грузоперевозок составит 0,9%. Основными драйверами роста, по словам эксперта, будут навалочные грузы. Бабанский указывает, что новые транспортные коридоры "вряд ли окажут значительное влияние" в перспективе до 2025 г., поскольку их развитие сдерживается рядом факторов. "Для СМП - высокая стоимость ледокольной проводки, для МТК "Север - Юг" - инфраструктурные ограничения, прежде всего на стороне Ирана", - объясняет эксперт.

"Ведомости" направили запрос в Минтранс.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости27.03.2023