02-06-14 / 2014
Новости отрасли
Грузоперевозки и логистика | Приехать в Крым, объехать Украину

Присоединение Крыма к России и обострение ситуации на Украине изменили географию международных морских, автомобильных и железнодорожных грузовых перевозок Автомобильные грузы в Россию из Южной Европы перенаправлены через Белоруссию. Чиновники ломают головы, чем загрузить морские порты Крыма, оставшиеся без украинского сырья.

Загрузить порты Крыма

Госсовет Крыма 17 марта национализировал Керченскую паромную переправу, Керченский морской и рыбный порты, Феодосийский морской торговый порт, Ялтинский морской торговый порт, Севастопольский морской торговый и рыбный порт, Евпаторийский морской торговый порт. Они ранее принадлежали министерству инфраструктуры и аграрной политики Украины.

России отошла и Крымская железная дорога (КЖД, ранее - Крымский филиал Приднестровской железной дороги «Украинских железных дорог»).

По словам федерального чиновника, курирующего железнодорожные перевозки, годовой объем перевозок КЖД - около 12 млн. т. 3 апреля «Украинские железные дороги» объявили, что в марте Крымский филиал Приднестровской железной дороги потерял 32% объема грузоперевозок, они упали до 1 млн. т. РЖД подсчитала, что КЖД нужно ежегодно по 500 млн. руб. в течение ближайших трех лет только на поддержание работы. На развитие железнодорожной инфраструктуры Крыма необходимо около $2 млрд, полагает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

В Крыму пять крупнейших стивидорных компаний, в 2013 г. перевалка грузов через них упала на 27% до 10,3 млн. т (см. таблицу). При этом до 97% грузов, которые перевозятся по КЖД и через порты, - экспортные грузы украинских предприятий (зерно, уголь, металлы). Единственная частная стивидорная компания в Крыму - «Авлита» в порту Симферополя принадлежит группе СКМ Рината Ахметова. Больше половины (около 3 млн. т) грузов терминалу обеспечили предприятия СКМ. Представитель компании Ахметова на вопрос «Ведомостей», будет ли и дальше СКМ экспортировать грузы через терминал в Симферополе, не ответил.

Насколько сократился грузооборот крымских портов, статистики нет.

Это предполагает в проекте схемы территориального планирования Крыма (его правительство обсудит 1 июня). По итогам 2013 г. общий грузооборот этих портов составил 3 млн. т, которые будут перенаправлены в другие порты Крыма, говорит Бурмистров.

Загружать крымские порты, скорее всего, придется за счет грузов российских портов Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе и др.), сказал федеральный чиновник. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна с января по апрель 2014 г. вырос на 12,8% до 60,2 млн. т, говорится в материалах российской Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Поехали в объезд Транзит грузов автомобильным транспортом по территории Украины из стран Западной Европы в Россию и раньше не был развит, основные потоки шли через Польшу и Белоруссию, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.

Украина была традиционной транзитной страной для обслуживания торговых операций в первую очередь с южной и восточной частью Европы, соглашается гендиректор «Совтрансавтоэкспедиции» Леонид Шляпников. Импорт широкого спектра потребительских и промышленных товаров из промышленных районов Италии и Испании, фрукты и овощи, строительные материалы из Восточной Европы - все это двигалось через транспортный коридор по территории Украины. Южный регион также генерировал определенный экспорт на Украину промышленных и строительных грузов, добавляет он.

Проблемы на украинском направлении возникли еще в прошлом году, продолжает Шляпников: введение требований ФТС России к обеспечению дополнительных гарантий для международных перевозок «существенно снизило транзит через Украину и торговый оборот между странами». А «с начала 2014 г. возникла откровенно криминогенная обстановка, которая сделала невозможным транзит через эту страну», указывает он. По мнению Шляпникова, сейчас «ни один грузовладелец в здравом уме не будет подвергать себя рискам частичной или полной потери груза».

«Большинство наших клиентов настаивают на альтернативных маршрутах доставки в обход Украины», - отмечает руководитель отдела международных перевозок «Совтрансавто логистика рус» Юлия Лаптева.

Альтернативным вариантом выступает транзит через Белоруссию, говорят перевозчики. Затраты времени на объезд через Белоруссию из основных стран-импортеров отличаются незначительно - на 10-15%, говорит Шляпников.

Крымские возможности

Крым открывает широкие возможности перед логистическими операторами, самый явный пример - прямое сообщение с Болгарией, Румынией и Турцией, считает директор по стратегическому развитию 3PL-провайдера LogLab Галина Гельфанд. По ее оценке, транзитные сроки сократятся на две недели, а стоимость перевозок на 15-20%. Кроме того, произойдет перераспределение грузопотока между Санкт-Петербургом, Новороссийском и Севастополем, что сократит срок портовой обработки, прогнозирует Гельфанд.

Безбородов не так оптимистичен. Учитывая специфику расположения Крыма, здесь придется применить принципиально новые подходы в организации грузоперевозок.

Больше всего проблем вызывает недостаточная мощность переправы через Керченский пролив. Автомобили в ожидании парома простаивают до трех суток в порту Кавказ, рассказывает гендиректор компании ПЭК Евгений Фирсов.

«Пару недель назад была неприятная ситуация, когда наш автопоезд застрял на паромной переправе с российской стороны, непонятные представители паромной компании для загрузки транспорта на паром просили 23 000 руб. в одну сторону по сравнению с официальной ценой в 7000 руб., - рассказывает Шляпников. - Мы простояли четыре дня Такие потенциальные простои делают перевозки нерентабельными, даже если тариф выше на 15-25%». Фирсов надеется, что временным решением проблемы может стать сооружение Министерством обороны России нескольких дополнительных понтонных переправ.

...

В Крым - по мосту

На апрельском совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича Минтрансу, Минэкономразвития, РЖД и Министерству по делам Крыма было поручено разработать схему распределения транспортных потоков между Крымом и Россией с учетом «необходимости исключить из маршрутов следования территорию иных государств», следует из протокола совещания (его копия есть у «Ведомостей»).

Президент России Владимир Путин поручил разработать проект строительства моста через Керченский пролив, который будет как автомобильным, так и железнодорожным. Его сейчас разрабатывает «Автодор».

Министр транспорта Максим Соколов отмечал ранее, что на строительство потребуется не менее 3,5 года, инвестиции оцениваются минимум в 50 млрд. руб. (его слова передает «Интерфакс»).

Сейчас Крым с Россией связывает паромная переправа между портом Кавказ и Севастополем. Но она может перевезти только 600 000 т грузов в год, говорит Бурмистров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости02.06.2014