21-03-12 / 2012
Новости отрасли
Грузоперевозчиков просят вернуться к плановому хозяйству

"Российские железные дороги" (РЖД) обратились к крупнейшим частным операторам грузовых вагонов с просьбой планировать свои перевозки на месяц вперед. Эта мера направлена на преодоление последствий перехода вагонного парка в частные руки, в результате которого произошло снижение скорости движения на железной дороге и увеличение порожнего пробега.

Средняя коммерческая скорость грузовых поездов в нашей стране не растет, а, наоборот, уменьшается на глазах, сообщил вчера вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Анатолий Краснощек. По его словам, еще в конце прошлого года этот ключевой показатель был зафиксирован на отметке 41,3 км/ч, а в текущем месяце упал до 39,2-39,7 км/ч.

Проблема, как считают в РЖД, продиктована изменением условий управления после перехода парка грузовых вагонов в частные руки. Под непосредственным управлением РЖД остаются сейчас только 104 тыс. вагонов, да и те на временной основе - железнодорожная монополия взяла их в аренду до конца 2012 года у своей "дочки", Второй грузовой компании. Остальные грузовые вагоны, а всего их в России ходит 1,089 млн, принадлежат частным операторам, которые ими и управляют.

Из слов Анатолия Краснощека следует, что вагонов в эксплуатации слишком много, их количество уже не соответствует пропускной способности железнодорожной сети. Например, избыток самых распространенных универсальных полувагонов вице-президент оценил в 45-50 тыс., или 10% их общего количества. Однако главной причиной падения производственных показателей руководство РЖД считает нарушение процесса планирования перевозок из-за того, что вагонный парк, а также информация о его перемещениях растеклись по тысячам частных компаний и более не контролируются из единого центра. Если маршруты груженых вагонов операторы еще рассчитывают на какое-то время вперед, то в отношении порожнего подвижного состава планирование практически отсутствует, рассказал Краснощек.

РЖД направила 18 крупнейшим железнодорожным операторам предложение ввести помесячное планирование рейсов их вагонов, как груженых, так и порожних. Правда, как признал Краснощек, отозвалось всего несколько компаний.

Экспертов отсутствие реакции не удивляет. "Планировать перевозки порожних вагонов на месяц вперед действительно сложно, так как это основная статья затрат, на которую оператор напрямую может влиять и от которой зависит рентабельность бизнеса у компании, - объяснил "МН" руководитель отдела Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко. - Поэтому, если появится такая возможность, он будет оперативно менять станции назначения порожнего вагона - на данном рынке есть конкуренция, где нужна гибкость в поиске грузоотправителя. Планирование порожнего рейса позволяет снизить или повысить издержки и соответственно управлять своей рентабельностью".

Старший аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков говорит, что идея РЖД, в общем, здравая, но сомневается, что таким способом можно кардинально изменить к лучшему сложившееся на железных дорогах положение. "Проблемы вытекают из принятой там бизнес-модели, а ее менять не предполагается", - подчеркивает Рожков. Эксперт имеет в виду наличие большого количества операторов и отсутствие координации их деятельности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Московские новости21.03.12Пробки на рельсах
Ведомости21.03.12 Борьба с пробками