17-02-22 / 2022
Новости отрасли
Грузоотправителям стоит расценивать штрафы операторов как причину для выставления претензий перевозчику

Разумные грузоотправители должны расценивать штрафы операторов в качестве причины, побуждающей их к выставлению претензий перевозчику с целью компенсации своих убытков, отметил заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин, выступая на деловом семинаре "Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций" журнала РЖД-Партнер, прошедшем сегодня в Москве. Он также пояснил, что речь идет о том, что частично либо полностью суммы, уплаченные операторам в качестве штрафов за нарушение порядка пользования вагоном, могут быть перевыставлены ОАО "РЖД" благодаря сложившейся судебно-арбитражной практике.

Эксперт приводит три основных случая, когда штрафы оператора могут быть перевыставлены перевозчику. Во-первых, это штраф за задержку вагона под погрузкой, выгрузкой. "Определением Верховного суда РФ по делу № 302-ЭС20-4636 от 07.07.2020 г. была узаконена практика взыскания с перевозчика убытков, возникших вследствие выставленных операторами вагонов грузоотправителям, грузополучателям претензий за задержку вагонов под грузовыми операциями, когда такая задержка была вызвана нарушениями сроков подачи-уборки вагонов перевозчиком. Сейчас, спустя полтора года после принятия прецедентного решения Верховным судом, можно констатировать, что на уровне нижестоящих инстанций практика перевыставления РЖД штрафов за задержку вагонов под грузовыми операциями сложилась успешно", – отмечает Д. Семенкин.

Во-вторых, это штраф за нарушение сроков доставки вагонов в груженом виде. По словам эксперта, штрафы сегодня выставляются операторами либо за превышение сроков доставки груза клиента в вагоне оператора, либо за нахождение вагона в составе брошенного поезда. В свою очередь, грузоотправитель наделен правом подачи иска к перевозчику за просрочку доставки груза. А поскольку неустойка за просрочку доставки не является исключительной, то существует возможность предъявления перевозчику и убытков, возникших вследствие нарушения сроков доставки в виде сумм штрафов, уплаченных оператору.

И в-третьих, это штраф за задержку оформления вагонов в груженом или порожнем виде. "Факт задержки оформления перевозчиком вагонов легко обосновывается путем сопоставления данных об уборке вагонов, содержащихся в памятках приемосдатчиков, и сведений о проставлении электронного штемпеля в железнодорожной накладной о приеме вагона к перевозке. Часть штрафа, уплаченного грузоотправителем оператору, за период с момента завершения грузовой операции до момента оформления вагона к перевозке, может быть перевыставлена грузоотправителем перевозчику в качестве убытков", – считает Д. Семенкин. При этом он отмечает, что в этом случае пока еще практически нет судебной практики. И грузоотправителям, грузополучателям совместно с операторами ее еще только предстоит сформировать.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер17.02.2022