25-06-10 / 2010
Новости отрасли
Грузоотправители ждут разрешение на особые условия перевозки овощебахчевых культур

Грузоотправители ждут разрешение на особые условия перевозки овощебахчевых культур.

За этот летне-осенний сезон ПРИВЖД рассчитывает перевезти овощебахчевых почти на 5% меньше прошлогодних объёмов, притом что в Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях урожай ожидается больше прошлогоднего.

- В 2009 году мы собрали около 1 млн овощебахчевой продукции и картофеля. В нынешнем сезоне планируем получить на 15-20% больше, - говорит начальник отдела растениеводства Министерства сельского хозяйства Астраханской области Ринат Дубин.

Прогнозы Приволжской дороги, наоборот, говорят о снижении объемов погрузки овощей. Если в прошлом году она составила 108 тыс. тонн, то в этом - только 103 тыс.

Однако дорога не теряет надежды на то, что все же достигнет хотя бы прошлогоднего уровня. В первую очередь для этого необходимо получить разрешение ОАО "РЖД" на предоставление клиентам особых условий, а именно продление срока доставки овощебахчевых культур.

- В 2009 году по распоряжению компании овощам можно было находиться в пути 18 суток. В этом, возможно, разрешат и 20дневный срок. Вопрос о получении этой возможности сейчас решается в ОАО "РЖД", - говорит начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ПривЖД Лариса Олькова.

Казалось бы, два лишних дня погоды не сделают. Но продление срока доставки позволит грузоотправителям из Астраханской и Волгоградской областей довозить овощи до Красноярска, Новосибирска и даже до Читы и Хабаровска. А до этого продвижение продукции на Дальний Восток прерывалось на станции Свердловск, где истекали 18 разрешенных суток.

Тогда, по словам грузоотправителей, потребители с востока России приезжали за волгоградским луком в Екатеринбург и увозили его на автотранспорте или по той же железной дороге, добившись разрешения на новый срок доставки.

- Так зачем овощи лишний раз выгружать-загружать, на что тоже требуется время, когда мы можем сами его доставить до потребителя? Причем риски по сохранности продукции мы берем на себя, не перекладывая ответственность на железную дорогу. Если груз не выдержит дальний путь и испортится - это наши проблемы, - говорит Михаил Ломкин, директор профилирующегося на экспедиции бахчевых ООО "МАЛМИ".

По его словам, селекционеры научились выводить такие сорта лука, арбузов, которые сохраняют свежесть гораздо дольше, чем прежде.

Кроме продления срока доставки овощей, грузоотправители надеются и на пролонгацию еще одного особого условия, разрешенного в прошлом году, - увеличение допустимой высоты укладки в вагоны, например арбузов, с 1,8 м до 2 м. В прошлом сезоне это повысило объем погрузки в один вагон с 30 до 45 тонн, ускорило вывоз продукции и сократило долю транспортных расходов клиентов.

Но и этого, по мнению грузоотправителей, недостаточно, чтобы железная дорога могла успешно конкурировать с автотранспортом, куда с каждым годом уходит все больше овощных грузов. И это несмотря на то, что доставка в дальние точки страны обходится грузоотправителям примерно одинаково.

- Отправить 60 тонн из Волгограда в Екатеринбург что автомобильным, что железнодорожным транспортом стоит около 120 тыс.

руб. При этом в вагонах транспортировка гораздо надежнее, чем в фурах. На 99,9% мы застрахованы от потери грузов. В вагоне не отвалится колесо, и продукция не уйдет под откос, как это может случиться с большегрузной фурой, - говорит Михаил Ломкин.

По его словам, в прошлом году одна такая фура, попав в ДТП, перевернулась и большая часть груза была потеряна.

- Арбузы, рассыпавшись, все побились, перемешавшись с луком. Пришлось выезжать на место происшествия, собирать то, что осталось. Не самое приятное занятие, - говорит Михаил Ломкин.

И тем не менее грузоотправители, рискуя сохранностью грузов, в последнее время все же предпочитают автотранспорт. Причины в уступчивости автоперевозчиков.

- Сейчас открывается много небольших автотранспортных фирм, которые идут на уступки, снижая первоначальную стоимость перевозки, - говорит директор ООО "Волгоградвнештранс-сервис" Игорь Маслов.

У автоперевозчиков и услуга более удобная: выехал на поле, загрузился, опломбировал фуру - и вперед, к самому подъезду грузополучателя.

- У железнодорожников процедура длительнее: овощи необходимо подвезти автотранспортом к станции отправления, оплатить подачу-уборку вагонов, за свой счет оборудовать вагоны, сдать экзамены по правилам погрузки. Ревизор может придраться к любой мелочи, например, сдерживающий качение арбуза брусок в вагоне не 50 на 40 мм, а 50 на 38 мм. Забирает удостоверение, отправляет на пересдачу. Помимо ревизоров вагоны проверяют милиция, ОБЭП, прокуратура, фуры же никто не проверяет, - говорит Михаил Ломкин.

Обязательно на железной дороге и заключение фитосанитаров - без их контроля на магистраль не пустят, а пунктов, где можно провести анализы, единицы. К тому же по выходным дням они не работают.

По мнению грузоотправителей, чтобы овощебахчевые и картофель совсем не ушли на автотранспорт, одновременно с предоставлением особых условий необходимо этот груз перевести со 2-го класса на 1-й класс, тогда перевозка обходилась бы грузоотправителю дешевле.

- От Федеральной службы по тарифам мы ждем гибкой тарифной политики и готовы вернуть железнодорожникам объемы, даже закупили в этом году более 70 крытых вагонов, - говорит Михаил Ломкин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.06.10Докатить арбуз до Читы